Вашингтон ищет пути укрепления стабильности в Центральной Азии
Заместитель помощника госсекретаря по Южной и Центральной Азии Сьюзан ЭЛИОТ рассказала корреспонденту «НГ» Николаю СУРКОВУ об одном из основных направлений в отношениях между США и РФ – сотрудничестве по Афганистану и в первую очередь о совместной борьбе с производством и контрабандой наркотиков.
– Как развивается сотрудничество между Россией и США по Афганистану?
– У нас налажено очень хорошее сотрудничество с Россией по Афганистану. На минувшей неделе президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев встретились, и одной из самых важных тем их бесед стало сотрудничество по Афганистану. Между нашими странами ведутся интенсивные консультации. В Москве я встречалась с российским спецпредставителем по Афганистану Замиром Кабуловым. Он поддерживает контакт с нашим спецпредставителем Марком Гроссманом, и они наладили очень хорошее взаимодействие. С послом Кабуловым мы обсуждали, как Россия и США могут сообща помочь афганцам достичь соглашения о примирении, мы также искали пути для сотрудничества в интересах стабильности и процветания региона в целом.
Уже есть примеры сотрудничества с российскими властями в организации различных учебных программ. Например, мы взаимодействуем в рамках программы подготовки афганских пограничников, которая проводится в Таджикистане. Существуют и другие программы подобного рода.
Другой важной сферой для совместных усилий является борьба с наркотиками. И мы ищем пути для развития сотрудничества в сфере экономики. Есть много проектов в государствах Центральной Азии, которые принесут пользу не только этим странам, но и Афганистану.
– Как США могут стимулировать развитие сотрудничества с РФ по Афганистану?
– Мы уже сделали очень важный шаг – создали механизм для диалога, который ведется как на самом высоком уровне между главами государств, так и на уровне глав внешнеполитических ведомств и спецпредставителей. Я в качестве заместителя помощника госсекретаря по Центральной и Южной Азии много времени уделяю консультациям с российскими коллегами.
– Назначение на вашу должность человека с опытом работы в России имеет какое-то отношение к планам сотрудничества по Афганистану?
– Я работаю под началом заместителя госсекретаря Роберта Блейка, и он специально назначил меня заниматься Центральной Азией, потому что у меня есть опыт работы и в России, и в странах Центральной Азии.
Россия и США договорились работать сообща над решением проблем региона, развитием его экономики и укреплением стабильности. Это касается не только Афганистана, но и других совместных проектов в Центральной Азии.
– Как в США оценивают ситуацию с контрабандой наркотиков из Афганистана? Что делается для борьбы с ней?
– Мы сейчас очень активно сотрудничаем с Россией в области борьбы с наркотиками. Это одна из самых важных двусторонних инициатив. США очень серьезно относятся к борьбе с контрабандой наркотиков. Россия является конечным получателем значительной доли наркотических веществ, производимых в Афганистане и в регионе Центральной Азии в целом. Поэтому мы договорились с российскими властями тесно сотрудничать в борьбе с наркотиками.
Американское Агентство по борьбе с наркотиками и российская ФСКН очень тесно взаимодействуют, и недавно совместными усилиями им удалось перехватить в Афганистане большую партию героина и опиума. В этой операции также участвовали силы ISAF. Это прекрасный пример того, как мы можем сотрудничать в деле борьбы с наркотиками.
Одна из рабочих групп двусторонней президентской комиссии занимается вопросами борьбы с наркотиками. Другой аспект этого сотрудничества – работа со странами Центральной Азии. Она нужна, чтобы перекрыть транзит наркотиков в Россию.
Мы также взаимодействуем с нашими российскими партнерами по линии Управления ООН по наркотикам и преступности. У этой структуры есть офис в Казахстане – Центральноазиатский региональный информационный и координационный центр (CERC). Он занимается координацией антинаркотических усилий правоохранительных и пограничных органов разных государств.
Мы выделили средства на создание CERC. Аналогичным образом поступили и российские власти. Вчера я встречалась с представителями ФСКН, и мы обсуждали ряд осуществляемых сейчас проектов.
Но борьба с наркотиками – это не только забота РФ и США. Нужно работать сообща с властями Афганистана и других стран Центральной Азии, чтобы успешно решать эту проблему.
– Насколько я понял из ваших слов, сейчас в Афганистане находятся сотрудники Агентства по борьбе с наркотиками, которые проводят спецоперации и помогают афганским властям?
– Это так, хотя я затрудняюсь назвать численность этих сотрудников. Кроме того, агентство открыло региональный офис в Алма-Ате.
Хотя наркотики из Афганистана не попадают в США, деньги, вырученные от их продажи, используются для финансирования терроризма, а это уже проблема, с которой сталкиваемся мы все. Мы понимаем также, насколько это серьезная проблема для РФ, которая является конечным потребителем афганского героина.
– Как вы оцениваете обстановку в Афганистане и Пакистане?
– В Афганистане мы добились значительного прогресса. Но, как заявила в своей речи 18 февраля госсекретарь Клинтон, одними военными усилиями проблему решить нельзя. Нужно искать пути для укрепления афганского государства, развития экономики и гражданского общества. Межафганское примирение будет ключевым элементом этого процесса.
Мы и афганцы считаем, что благодаря нашим усилиям в военной и гражданской областях сейчас появились возможности для сотрудничества в борьбе с наркотрафиком и развитии экономики.
материалы: Независимая Газета