Выходящая в Мюнхене крупнейшая в Германии ежедневная газета «Süddeutsche Zeitung» в публикации под названием «Zwei Tage Hoffnung» («Два дня надежды») обратилась к теме независимой, критической журналистики в России. Посвящена она деятельности небезызвестного и в Казахстане медиа-менеджера Бориса Гиллера, ныне проживающего и работающего в России.
Касательно его тамошней деятельности о многом говорит уже один только подзаголовок к названной статье: «Wie sich der Verleger Boris Giller in der russischen Provinz um kritischen Journalismus bemüht» - «Как издатель Борис Гиллер беспокоится в русской провинции о критической журналистике». Ниже более подробно о нем рассказывается следующее:
«Борис Гиллер, 52-летний издатель, все-таки верит в силу слова – и в хороший правовой отдел. Из своего скромного бюро в одном из отдаленных от центра округов Москвы он управляет 26 еженедельными газетами от Пскова до Тихого океана, также всей Россией, сверх того одним женским журналом, кроссвордной тетрадкой и еврейской веб-страницей. Его газеты называются «Хронометр-Владимир» или «Амурский меридиан». Тиражи составляют от 15 тысяч до 50 тысяч. В целом он продает 1,7 миллионов экземпляров, вместе с тем он является достаточно значительным, чтобы заставить прислушаться к своим словам на месте, но для московской политики практически невидим. Гиллер находит это идеальным: «Пестрые птицы оказываются съедены. Серые прыгают дальше». При этом он рассматривается как один из самых независимых, самых беспристрастных издателей России и вместе с тем как райская птица, как находящиеся под угрозой исчезновения виды. В своих газетах он напечатал тексты Гарри Каспарова, бывшего шахматного гроссмейстера и ныне радикально-оппозиционного, который зачастую даже не находит помещения для собраний в Москве. В ходе грузинской войны, когда управляемое на государственном уровне телевидение насылало на себя патриотический бред, газеты Гиллера писали, что Россия ничего не потеряла в Грузии и что эта маленькая республика, впрочем, при всех войнах находилась на стороне Москвы. «Мы более мужественные, чем все другие», - говорит Гиллер. Более уверенны, так или иначе».
Не обойдены вниманием в этой публикации и казахстанский период его деятельности в качестве медиа-менеджера и обстоятельства, при которых ему довелось передавать в другие руки возглавлявшуюся им первую в Казахстане независимую газету «Караван». Как известно, она была создана в 1988 году. «В 1994 году я приобрел первое подержанное оборудование в Америке для Казахстана», - рассказывал в одном из своих интервью российской прессе в 2005 году Б.Гиллер. С этого оборудования и началась действующая в «южной столице» Казахстана, в Алматы, поныне типография «Франклин Пресс». В его краткой биографии период деятельности Б.Гиллера у нас в республике отражен в следующих фразах: «В 1991 году создал в Казахстане АО «Караван», объединившее одноименную газету, телевизионный канал КТК, типографию «Франклин». В 1998 году переехал на постоянное местожительство в Россию. В настоящее время председатель Совета директоров Издательского дома «Провинция».
Что же явилось причиной того, что самый успешный в Казахстане в тот период медиа-менеджер вдруг оставил свой казахстанский проект и переехал на постоянное местожительство в Россию и, по сути дела, начал все заново?
Об этом в статье из «Süddeutsche Zeitung» сказано так: «В городах Южной России милиция регулярно задерживала редакторов газет Гиллера. В Республике Башкортостан передали ему, что, если бы он перестал критиковать местное руководство, его газета больше не преследовалась бы, после чего Гиллер газету закрывал... В Костроме губернатор семь раз выдвигал обвинение против Гиллера перед судом. Шесть раз издатель оказывался правым: «Это – Россия, а не Казахстан». Казахстан он знает, в империи Нурсултана Назарбаева он основал свою первую независимую газету, «Караван», от которой он позже оказался вынужденным отказаться, так как его бумажный склад горел, и ему хотели убийство приписать».
В общем, о своем казахстанском периоде деятельности в качестве медиа-менеджера у Б.Гиллера, похоже, остались не самые приятные воспоминания. Но тут на себя обращает внимание еще одно обстоятельство. То, что Казахстан у него ассоциируется бесправием журналистики, смеющей вести себя независимо и практиковать критику в отношении официальных органов. Это, согласитесь, не самый благоприятный штрих к имиджу страны, принявшей в нынешнем году председательство в ОБСЕ. Особенно с учетом того, что такая характеристика Казахстану дается на страницах издания, признанного «ведущей газетой № 1» Германии, самой большой страны Европейского Союза и третьей крупнейшей страны из числа 55 государств-членов ОБСЕ после США и России.
Süddeutsche Zeitung