- Амиржан Сагидрахманович, сегодня в Казахстане День независимости. Как вы его отмечаете?
- Все мои друзья знают, что я не праздную День независимости. 17 декабря 1986 года, 23 года назад, я со своими друзьями, третьекурсниками-журналистами из КазГУ, был на площади Республики. Мы два дня находились там, нас разгоняли в холодную стужу ночью водой из брандспойтов. Увы, но для многих казахстанцев, к сожалению, 16 декабря является преддверием трагических событий 17 декабря 1986 года.
- Почему же, на ваш взгляд, День независимости отмечают 16 декабря?
- Я считаю, что власть в свое время это сделала преднамеренно, чтобы память о жертвах этих декабрьских событий была размыта пафосом праздничных вечеров, концертами, награждениями и «обмываниями» наград. Этот день для меня не является праздником не только в календаре, но и в душе, потому что я из того поколения, которое прошло через это жестокое испытание коммунистической советской системой.
- То есть вы считаете, что празднование независимости Казахстана нужно перенести на другую дату?
- Я думаю, что придет время, когда Казахстан совсем в другой день будет праздновать День своей независимости. День независимости нужно искать не в 1991 году, а раньше. История государственности имеет большие многовековые корни, и на этот счет идут исторические дискуссии. Я считаю, что это больше праздник для существующей власти, для ее самоидентификации на этой почве, для ее самолегитимизации.
- Чего, по-вашему, Казахстан достиг или не достиг за восемнадцать лет независимости?
- Посыпать голову пеплом не надо. Я думаю, что есть определенные достижения. Во-первых, это межнациональное согласие в стране. Это не заслуга власти, а заслуга всего народа Казахстана, который, несмотря на лишения в важнейшие периоды становления новейшей независимости, смог устоять. Второе — это то, что после развала СССР экономика смогла встать с колен и создать базу рыночной экономики, которая является поводом для самовосхваления власти. Конечно, жизнь идет, но хотелось бы, чтобы перемены к лучшему были более быстрыми, содержательными и разнообразными.
- Вы перечислили достижения. А как насчет упущений?
- Главный недостаток, который принесла нам независимость, — это то, что от диктата Москвы мы попали под диктат «Ак орды», нынешнего режима личной власти. Для меня самым печальным политическим событием за эти годы является принятие Конституции 1995 года. Вы помните, что в начале независимости у нас был самодостаточный Верховный совет. Вы помните, как наш президент ходил по комитетам Верховного совета, делал доклады и искал поддержки у депутатов. Но Конституция 1995 года в корне изменила ситуацию, и вся власть стала концентрироваться в руках одного человека под предлогом того, что стране были нужны срочные экономические реформы и на время нужно единоначалие в экономике, политике, социальной сфере.
- Но после так ничего и не поменялось?
- К сожалению, ничто так не вечно, как временное. Тогда какая-то часть общества это предложение действительно поддержала, потому что была разруха, многие предприятия лежали на боку. А условие, поставленное в 1995 году, затянулось на 15 лет. Сегодня власти нужно отвечать за то, что она поменяла Конституцию. Время прошло, и если у нас действительно уже такая мощная экономика, то, исходя из аргументов 1995 года, Конституцию вновь нужно менять. Но уже в сторону демократизации, в сторону расширения полномочий парламента, выборности акимов и судей, реальной свободы слова. Я считаю, что, к сожалению, все 18 лет, которые живет Казахстан после распада СССР, имеют ярко выраженный негативный политический фон. Особой причины мне как гражданину Казахстана, который был свидетелем и где-то участником этих событий, отмечать День независимости нет.
- Большая часть казахстанцев все же отмечает сегодня праздник. Что бы вы могли им пожелать?
- Я бы хотел пожелать им две вещи. Первое — действительно быть независимыми: не только в суждениях, но и в делах. Бизнесмену желаю быть независимым от местного акима, журналисту — независимым от драконовских законов, запрещающих ему свободно выражать свое мнение, рабочему — быть независимым от диктата своего хозяина, чтобы он больше уповал на возможности своих профсоюзных организаций. Ученикам желаю быть независимыми от учебников, в которых прививают не совсем правильное восприятие истории Казахстана.
Желаю всем нам быть независимыми финансово и материально. Пусть, даже работая в госсекторе, мы бы помнили, что это не зарплата, которую дает аким, президент или директор школы, а зарплата, которую дает народ. В то же время хочется, чтобы каждый казахстанец понял, что за 18 лет мы допустили одну ошибку: под флагом независимости страны власть стала независима от собственного народа. Нам надо вернуть все на круги своя, так как в Конституции написано, что единственным источником власти может стать народ. Он должен поскорее обрести свой голос и права хозяина на территории Казахстана.
Республика