Беспокойство о состоянии здоровья президента Нурсултана Назарбаева заставляет политическую элиту Казахстана задаться непростым вопросом: как будет выглядеть постназарбаевское будущее?
Перешагнувший 70-летний рубеж президент вернулся 21 июля к работе и выглядел при этом крепким и здоровым. После появившегося в немецком издании сообщения о том, что глава казахстанского государства был госпитализирован в одну из клиник Гамбурга, все бросились строить догадки о состоянии его здоровья. За публикацией в газете последовало заявление опального экс-зятя президента, Рахата Алиева, что Нурсултан Назарбаев болен раком простаты.
В аппарате главы государства сначала разъяснили, что президент находится в отпуске. Но уже 25 июля советник президента Ермухамет Ертысбаев сообщил, что Нурсултан Назарбаев проходил в Германии плановое медицинское обследование, которое проходит два раза в год, повторив тем самым информацию, "просочившуюся" ранее в прессу из одного "информированного источника".
Президент Назарбаев "полон сил и энергии" и намерен исполнять президентские обязанности до истечения очередного срока своих полномочий в 2016 году, добавил Ертысбаев.
И все же вопрос о преемнике становится все насущнее по мере того, как Назарбаев, занимающий руководящий пост вот уже два десятилетия и справивший в этом месяце 71-летний юбилей, становится все старше.
"На протяжении вот уже некоторого времени эта проблема является главным политическим риском Казахстана и, скорее всего, таковым и останется, пока будет сохраняться эта неопределенность, – сказала EurasiaNet.org аналитик по Центральной Азии лондонской консалтинговой фирмы Control Risks Анна Уолкер (Anna Walker). – Риск заключается не столько в самой передаче власти – преемник Назарбаева, кем бы он ни был, скорее всего, станет проводить в целом ту же политику, – сколько в обстановке неопределенности, окружающей весь этот процесс и кандидатов на руководящий пост".
Эксперт по Центральной Азии лондонской консалтинговой компании GPW Кейт Маллинсон (Kate Mallinson) разделяет это мнение, заостряя внимание на опасениях зарубежных инвесторов. "Самым серьезным политическим риском и символом неопределенности для инвесторов был и остается вопрос о преемственности президентской власти", – сказала она EurasiaNet.org.
Высказывания советника президента Ертысбаева в интервью от 25 июля российской газете "Коммерсант" только подлили масла в огонь спекуляций на тему политического будущего страны. В этом интервью он назвал вероятным преемником зятя Назарбаева, Тимура Кулибаева, который в случае чего "сможет продолжить стратегический курс президента".
Последние события показали "актуальность и неизбежность передачи власти", подчеркивает Кейт Маллинсон, акцентируя внимание на разворачивающейся в Казахстане борьбе за власть.
"На протяжении последних двух десятилетий авторитарное политическое руководство и властная вертикаль скрывали хроническую фракционность элиты. Но напряженность внутри элит явно нарастает по мере активизации борьбы за власть среди групп и отдельных фигур во власти, разворачивающейся на подготовительном этапе смены режима в Казахстане", – отмечает она.
Хотя Ертысбаев (которого называют "президентским соловьем" за то, что поет с голоса Назарбаева) и говорил гипотетически, его интервью "Коммерсанту" вызвало небольшой взрыв негодования со стороны Кулибаева, женатого на дочери Назарбаева Динаре Кулибаевой. На взгляд некоторых экспертов, тот факт, что Ертысбаев выделил из всех Кулибаева, мог вызвать неудовольствие у других претендентов на президентский пост, заставив их ополчиться на зятя президента. Назвав заявления советника президента "неожиданными" и "некорректными", Кулибаев постарался приуменьшить значение версии о своем желании занять однажды президентское кресло.
"Я никогда не позиционировал себя как политика, – заявил, по сообщению казахстанского телеграфного агентства "КазТАГ", предприниматель и миллиардер Кулибаев, возглавляющий фонд национального благосостояния Казахстана "Самрук Казына", ворочающий государственными активами. – Как вы знаете, я долгое время занимаюсь экономическими вопросами и это мне нравится".
Существует теория, что Кулибаев может использовать партию "Ак Жол" в качестве средства сделать политическую карьеру. Его сотоварищ, Азат Перуашев, недавно занял в этой партии руководящий пост. Некоторые эксперты ныне полагают, что партия "Ак Жол" пройдет на следующих выборах в парламент страны. Выборы в законодательный орган власти должны состояться в 2012 году, но по Астане и Алматы ходят слухи о возможности проведения досрочных выборов уже осенью этого года.
Экономическое положение Кулибаева, по словам Кейт Маллинсон, уже наделяет его определенным политическим влиянием: "До сих пор Кулибаев подчеркивал, что не интересуется политикой, и воспринимался главным образом как бизнесмен, а не политик. Но в условиях столь тесного переплетения бизнеса и политики он, скорее всего, принимал участие в выработке важных политических и экономических решений последнего десятилетия".
На данный момент Кулибаеву, похоже, имеет прямой смысл отвлечь от себя внимание. Ставки в вопросе о преемственности власти очень высоки, и в злопыхательском мире казахстанской политики громкое публичное выступление в его поддержку может дать недругам повод начать строить против него козни, говорится в публикации газеты "Республика" от 25 июля.
Полагают, что некоторые фракции в Астане предпочли бы преемника не из семьи Назарбаевых. В число политических деятелей, которых также прочат в потенциальные преемники главы государства, входят аким Астаны Имангали Тасмагамбетов, аким Алматы Ахметжан Есимов, министр экономразвития Кайрат Келимбетов и председатель Комитета национальной безопасности Нуртай Абыкаев.
Претендентов, пожалуй, многовато, но Кулибаев, на взгляд Кейт Маллинсон, является среди них явным лидером. "Нет такого кандидата, который бы удовлетворял всю элиту, но у Кулибаева больше союзников и меньше врагов, нежели у других потенциальных претендентов на роль преемника, и его приход к власти, несомненно, окажет самое благотворное влияние на экономику, успокоив международные рынки и инвесторов", – отмечает она.
Стабильность крайне важна и для отечественных политических и экономических игроков. В прошлом году в Казахстане был принят закон, призванный обеспечить беспрепятственный процесс передачи власти и наделивший Назарбаева статусом "Лидера нации" с пожизненным правом голоса в процессе принятия решений, подготовив тем самым для Назарбаева соответствующую почву, пожелай он сложить с себя полномочия.
"Полагаю, все зависит от состояния его здоровья, – подчеркивает Анна Уолкер. – Если президент действительно ездил в Германию на плановый медосмотр, тогда он вряд ли задумал сейчас уходить в отставку – даже принимая во внимания тот факт, что будучи лидером нации, он по-прежнему будет оказывать значительное влияние на политическую жизнь страны. Он, скорее всего, пожелает оставаться на посту президента до тех пор, пока позволит здоровье".
"Однако если здоровье уже не позволяет, тогда перспективы ухода с поста становятся более вероятными, – добавляет эксперт. – Но сначала он будет должен проследить, что выбранная им кандидатура будет наделена властными полномочиями".
Но сказать это, пожалуй, легче, чем сделать. Как указывает Кейт Маллинсон, обеспечение беспрепятственного процесса передачи политической власти в "стране, где власть сосредоточена в руках одного человека, является головоломной задачей".
От редактора:
Джоанна Лиллис является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.
EurasiaNet.org