Результаты, надо сказать, неутешительные. За восемнадцать лет независимости Казахстан достиг немалого, но и потерял достаточно.
Пока Назарбаев у руля
Первый секретарь Коммунистической партии Казахстана Серикболсын Абдильдин считает, что первое, что принесла независимость Казахстану, так это приобретение отдельного места на карте мира.
- Конечно, Казахстан и далее развивал свою международную дипломатию, стал одним из членов международного сообщества — не только благодаря своим нефтяным богатствам, но и спорту, и культуре. Это, я считаю, самые важные достижения независимого Казахстана, — сказал «Республике» патриарх казахстанской политики.
Однако, как считает он, стать реально свободной страной у Казахстана за восемнадцать лет не получилось.
- Казахстан мог бы достичь демократии, стать правовым государством. Мог стать свободным государством не на словах, а на деле. Не только по Конституции мы должны быть свободными. Этого мы не достигли, — пояснил свою позицию г-н Абдильдин. Во-вторых, по его словам, за восемнадцать лет в Казахстане так и не удалось создать благополучное общество.
- Мы вместо того, чтобы создать благополучное общество, создали криминальное общество. Вместо того, чтобы создать честную структуру власти, мы создали коррумпированную власть. Мы создали супербогатых и бедных, — заявил политик. Ситуация не изменится, считает он, пока у власти находится Назарбаев.
- Наш народ до такой степени доверчив, что эту лживую политику терпит в течение 18 лет. И, боюсь, что и дальше будет терпеть. Для того чтобы достичь чего-то, надо эту политическую систему менять. Вся нынешняя политическая система власти направлена на жульничество, на обман, на одурачивание, — сказал г-н Абдильдин.
Независимости «не понюхали»
Сопредседатель ОСДП «Азат» Булат Абилов считает, что все восемнадцать лет лидер страны, правительство интересовались формой, а не содержанием.
- Все эти 18 лет, помимо независимости с ее атрибутикой — герб, гимн, флаг, национальная валюта, — правительство и руководство страны в лице президента все больше интересовала форма. Но что такое независимость по-настоящему? Никто никогда не объяснял нам. И мы сами этого не прочувствовали. Мы не боролись за нее, мы не стояли на площадях, не просили покончить с тоталитарным прошлым, — поделился своим мнением с «Республикой» Булат Абилов и добавил:
- Важно, что казахстанцы, 16 миллионов жителей, не стали гражданами. Гражданин — это совсем другое понятие, для него важны права, достоинство, уважение со стороны государства — этого нет. По словам политика, народ совсем не принимает участия в управлении государством. Поэтому о каких-то реальных достижениях речи не идет.
- Вот уже почти двадцать лет президент у власти, партия «Нур Отан». Какой есть известный казахстанский бренд, которым мы можем гордиться? Какие-то цифры...
На сколько выросла зарплата?
Сколько чего сделано?
Что мы создали?
У нас какая-то пустота. У нас тонны, цифры, евро, доллары, а человек до сих пор не задействован. Человеческий потенциал, его энергия, его решения, его знания и талант не задействованы. Никому это не нужно — и это печально, — отметил Булат Абилов.
Мы ее потеряли
Президент Общественного Фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш Батталова считает, что главное достижение Казахстана за годы независимости — это межнациональное согласие.
- За 18 лет мы стали независимым суверенным государством, мы приобрели государственные символы. Мы сохранили ту стабильность и толерантность, которая существует в казахстанском обществе между разными народами. Есть определенные экономические достижения, социальные, — сказала г-жа Батталова.
Однако, считает она, Казахстан за это время потерял не меньше, чем обрел.
- Тем не менее, за 18 лет мы как раз и потеряли ту самую независимость — независимость в бизнесе, независимость прессы, независимость в реализации своих прав. На мой взгляд, многие казахстанцы сегодня зависят от бюрократического влияния власть имущих. Сегодня ни выборные процессы, ни деятельность таких органов, как маслихаты, парламент, к сожалению, отражать чаяния народа не могут. Власть независима от народа, а народ независим от власти. Вот такая форма независимости стала характерна для нашей страны, — пояснила свою позицию г-жа Батталова. По ее мнению, нужно начать независимость понимать по-другому.
- Независимость — это когда мои права соблюдаются в моей стране, когда я могу реализовать все свои возможности и достичь тех целей, которые я ставлю перед собой в рамках законодательства Республики Казахстан, в рамках своей деятельности. Независимость — это когда я могу выражать независимо свою позицию, могу влиять на принятие политических решений в стране, могу влиять на изменения в стране в лучшую сторону, чтобы наша страна развивалась действительно как демократическое правовое государство, — отметила Зауреш Батталова.
Корзин должно быть больше
Руководитель Общественного движения «Улт тагдыры» Дос Кушим полагает, что после распада СССР Казахстан добился малых успехов.
- Кроме герба, гимна и флага мы ничего не создали. И это самый большой минус. Мы остались как при Советском Союзе. И языковая ситуация в том же положении. И те же руководители компартий — просто партии меняли названия. Обкома секретарь — сейчас аким, был первый секретарь — сейчас президент. Ничего нового я не вижу, — сказал г-н Кушим «Республике».
Обязательным условием создания независимого государства, считает он, является уважение к правам и свободам граждан.
- Независимость — это создание казахского государства, где все граждане имеют одинаковые политические и гражданские права, как в европейских странах. Сотни лет казахи воевали, чтоб создать свое государство, и, в конце концов, его создали. Но ни одного атрибута национального государства я не вижу. Казахское население до сих пор не удовлетворено, — добавил он. Дос Кушим считает, что у граждан нет четкого понимания, что такое независимость. И они не отдают в полной мере должное тому, за что граждане боролись.
Идем ко дну
Общественный деятель Айнур Курманов не верит в то, что Казахстан является независимой страной.
- Я считаю, что нет никакой независимости, — поделился своим мнением Айнур Курманов. — На самом деле мы попали в еще большую кабалу — кабалу иностранных компаний, банков и той же самой партийной номенклатуры, которая осталась у власти. Все те комсомольские работники, прокуроры, судьи, которые судили участников декабрьских событий, — все они на сегодняшний день у власти и дальше продолжают свою политику.
Айнур Курманов убежден, что исправить все это может только сам народ, а для этого надо пробуждать гражданскую активность. - Сейчас протестные группы консолидировались, и это радует. Теперь бы и оставшаяся часть населения пробудилась бы, а для этого им надо открывать глаза, затуманенные пропагандой властей.
Общественный деятель Есенбек Уктешбаев разделил точку зрения своего коллеги.
- Независимости для народа Казахстан не добился, — считает он. — За все эти 18 лет мы ни к чему хорошему не пришли — наоборот, идем ко дну. Есенбек Жапарович убежден, что весь тот перечень плюсов в достижениях страны — вовсе не заслуга правительства. И вообще, за годы независимости Казахстан мог добиться гораздо большего.
- Мы, имея огромные природные богатства, могли бы первенствовать во всем мире по условиям жизни. Однако мы занимаем чуть ли не последнее место по благосостоянию. Я сейчас говорю о благосостоянии простых граждан. При таком, казалось бы, пессимистичном настрое Есенбек Уктешбаев все же надеется, что народ осознает все то, что творится в стране.
- Мои пожелания гражданам — пора уже проснуться и принимать активное участие в политике и быть активными гражданами нашей страны. Все в наших руках. Изменить весь беспредел, который творится, может только народ. Если мы сообща будем действовать — можно всего добиться.
Республика