Казахстан упорно гнет свою траекторию. В непростых отношениях с Москвой вокруг Байконура
Правительство Казахстана вчера не разрешило запуск с космодрома Байконур российской ракеты-носителя «Протон-М» с европейским спутником Eutelsat W-7. Старт должен состояться сегодня. Конфликты подобного рода возникают между Москвой и Астаной не в первый раз.
Спутник Eutelsat W7 французской телекоммуникационной компании Eutelsat Communications предназначен для трансляции телесигнала и оказания услуг связи. Построен компанией Thales Alenia Space на платформе Spacebus-4000C4. Масса — 5627 кг. Несет на борту 70 транспондеров Ku-диапазона (10,7-12,75 ГГц) суммарной мощностью 12 кВт. Срок службы 15 лет. Предполагаемая позиция — 36 градусов восточной долготы, зона покрытия — Европа, Ближний Восток, Центральная Азия и Африка. Число транслируемых телеканалов — 450, в том числе «НТВ Плюс» и «Триколор ТВ». Первоначально спутник планировали запустить в октябре 2009 года по программе «Морской старт», но из-за банкротства проекта старт перенесли на Байконур.
Старт «Протона-М» с телекоммуникационным космическим аппаратом W-7 в интересах европейской компании Eutelsat был запланирован на понедельник в 17.19 по московскому времени. Но вчера Федеральное космическое агентство (Роскосмос) распространило заявление о том, что «запуск космического аппарата находится под угрозой срыва по независящим от российской стороны причинам». В свою очередь, Национальное космическое агентство Казахстана (Казкосмос) обвинило Роскосмос в «постоянном изменении планов пусков космических аппаратов», что и является причиной возникающих проблем.
Пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев напомнил «Ъ», «это происходит уже не в первый раз» и при ряде запусков разрешение от казахстанской стороны приходило фактически за день до старта. В этот раз, как говорит господин Воробьев, все необходимые документы были согласованы, районы падения отработавших ступеней ракеты-носителя стандартные и не выходят за рамки договоренностей с Казахстаном. Однако пресс-секретарь Казкосмоса Асет Нуркенов утверждает, что пуск «Протона-М» с аппаратом W-7 от 23 ноября «изначально не входил в утвержденный график». По его словам, каждый внеочередной запуск должен утверждаться отдельным постановлением правительства Казахстана. Оно и было внесено на подпись премьер-министру Кариму Масимову, который в настоящее время находится с официальным визитом в Гонконге. Он постановление пока не подписал.
Это не первый конфликт подобного рода. Напомним, что в 2007 году Казахстан вводил почти двухмесячный запрет на запуски «Протонов» с Байконура. Причиной стала авария «Протона-М» 6 сентября 2007 года — тогда обломки ракеты и японского спутника JCSat-11 упали в 40-50 км юго-западнее города Джезказган. Господин Воробьев напомнил, что, начиная с 1999 года, Россия выплатила за аренду космодрома Байконур $1 млрд 265 млн, не считая денег, которые были вложены в инфраструктуру города и развитие космодрома. Директор казахстанской «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев заявил «Ъ», что отметил, что срыв запуска «Протона» не приведет к политическому конфликту, поскольку Казахстан прекрасно понимает, что не в состоянии содержать космодром. Россия, в свою очередь, пока не имеет альтернатив (Плесецк не является серьезным конкурентом Байконуру). Тем не менее взаимные требования возникают регулярно.
Астана стремится использовать «космическую» сферу в своих интересах, причем часто выраженную не в денежных штрафах, а во взаимных услугах (например, подготовка кадров или трансферт технологий), а Москва идет на это не очень охотно.