Как Вы думаете, читатель, о какой стране дальше пойдет речь? Подскажу: ее название начинается с буквы “К”.
Как Вы думаете, читатель, о какой стране дальше пойдет речь? Подскажу: ее название начинается с буквы “К”.
На грани двух веков эта страна осознала, что очень сильно отстает от развитых стран-современниц. И начала борьбу за модернизацию.
Власти “страны “К” подошли к задаче системно. Сверху был инициирован целый ряд реформ. Например, в образовании (Программа строительства 100 школ). Начаты реформы армии, в том числе, в виде закупки у развитых стран вооружений. Делались попытки реализовать крупномасштабные инфраструктурные проекты. И - колоссальные ресурсы бросались на то, чтобы в мире показать себя современными, успешными, правильными, имеющими право не только поднимать голос наравне с наиболее развитыми странами, но и (самое главное!) – поучать других!
Внимательные наблюдатели отмечали, что гордость подданных в “стране “К” “удовлетворяется внешней декорацией, обманывающей иностранца, но равным образом обманывавшей и власти и народ страны “на счет истинных размеров прогресса в стране”.
Власти этой страны едва не лопались от самодовольства, которое они смогли довольно удачно ретранслировать “вниз” по социальной “лестнице”. Не на всех, но на многих подданных. И те вдруг возомнили, что финансовая система страны – самая правильная, что реформы – самые прогрессивные. И что очень скоро, в течение одного поколения, то есть, примерно, лет через 30, их государство сможет догнать стран-соперников.
И в то же время об этой же стране современники говорили, что нигде так, как в ней, не отделены друг от друга теория модернизации и ее практика.
У “страны “К” так тогда ничего из всех модернистских потуг и не вышло. В первую очередь, из-за коррупции чиновничества, непрофессионализма власти и, объективного нежелания правящего слоя что-то менять, удовлетворяясь отдачей от работы пиарщиков. А иностранные современники писали, что жизнь в ней “приспособлена только для благополучия олигархии и удовлетворения всех ее капризов”.
У Вас, читатель, есть вариант ответа, о какой стране идет речь?
Боюсь, что есть. И Вы, почти наверняка, ошиблись.
Страна эта - Китай.
В конце 19-го – начале 20-го веков, даже самым твердым приверженцам традиции в Китае стало ясно, что государство чрезвычайно сильно отстало от европейских стран, России, США и Японии. Которые, шаг за шагом, превращали “страну “К” в колонию, прибирая через систему неравноправных и невыгодных стране контрактов к рукам ее природные богатства и инфраструктуру. И если и не успели довести дело до конца, то только благодаря большой территории (и – многочисленному населению). Но контроль над добычей и вывозом стратегических ресурсов страна утратила.
Надо было что-то делать. И власти выбрали путь модернизации по типу вестернизации.
В итоге, все благие начинания провалились. Основной причиной этого было то, что богдыхан и его двор считали, будто при новых задачах можно ничего не менять в старых условиях администрирования. В общем, упиралось все в непоколебимость “ментальных карт”. Издал императорский двор приказ – и все послушались, то есть, исполнили. Значит, реформистское начинание свершилось.
На самом деле коррупция и непрофессионализм чиновников все эти инициативы обращали вспять. Императорский двор чтобы с этим бороться придумал нечто, что в наше время назвали бы административной реформой. Основывалась она, как и все, что исходило от власти в “стране “К”, на императорских указах. Французский китаист той эпохи Жан Род в книге “Современный Китай”, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1912 году, писал об этом:
“Императорские указы ограничиваются неопределенными приглашениями внимательнее относиться к выбору чиновников и недейственными угрозами по адресу лиц, замеченных в дурном исполнении своих служебных обязанностей”. Но эти меры двора были “совершенно бессильны исцелить мандаринов от их болезненной склонности к лихоимству и застарелой привычки к взяточничеству”.
Коррупция была всеобъемлющей. Сегодняшним казахстанцам в это трудно поверить, но даже государственные должности тогда можно было купить! Немецкий путешественник фон Гессе-Вартег, один из наиболее благожелательно настроенных по отношению к властям страны, иностранцев, тем не менее, писал, что в “стране “К” деньгами “можно достичь многого, даже поста мандарина”.
Доходило до того – в это сегодняшние казахстанцы, точно, не поверят! – что полицейские чиновники “пускали налево” изъятый у наркоманов и наркоторговцев опиум!
И вот снова наблюдения Жана Рода: “С помощью “рукопожатия”, то есть, взятки, можно всего добиться от мандарина. А правительство, щедро издавая всякие циркуляры и запрещения, лишь поощряет и санкционирует это прибыльное занятие!”.
Инструкции, дававшиеся императорским двором правительству и губернаторам провинций, сторонние наблюдатели характеризовали как “сколь категоричные по тону, столь же беспечные на счет возможностей их реального исполнения”. Например, двор в строгих выражениях велел в определенные сроки открыть в каждой провинции по сто новых школ. Прошло время, и оказалось, что большая часть из них существует только на бумаге. То ли изначально финансирования было определено недостаточно, то ли разворовали – серьезного анализа причин этого, одного из очень многих, провалов, не было.
Кстати, власти страны никогда не “заморачивались” на анализ неудач. Просто, переставили замечать и вспоминать очередную провалившуюся инициативу, и вскоре “покрывали” ее новой. Естественно, что из-за этого перечень провалов только рос, а с реальными успехами было проблемно. Но власти, видимо, считали, что если эту тему не обсуждать, а продолжать делать вид, что все хорошо, то так оно и будет на самом деле.
Наверное, вы, казахстанский читатель, думаете, что такого не бывает… Бывало! В “стране “К”!
Самое удивительное, что все это не мешало ее властям сохранять уверенность, что с помощью их “реформ” можно будет довольно быстро догнать Запад. “Такое глубокое непонимание наших научных методов, такое безнадежное незнакомство с сущностью западной цивилизации”, сокрушался европейский наблюдатель.
Зато не удивить нашего современного читателя тем, что китайские власти тогда очень поощряли конфуцианство. Была даже специальная государственная служба по пропаганде этого учения. Видимо, особенно тех его частей, где говорится о необходимости почитания младшими – старших, а народом – властителя. Кстати, у нас тоже последнее время говорят о полезности этого учения. Кажется, на недавнем Конгрессе политологов что-то было об этом…
Интересно выстраивались отношения властей “страны “К” с прессой. Свободные газеты появились в ней как раз в конце предыдущего века, “воспользовавшись периодом всеобщего увлечения реформами по образцу западных государств”. И сразу стали доставлять проблемы. Одна занималась “разоблачением интриг, возникших в связи с выбором принца-наследника”; другая сообщала “об огромном количестве небескорыстных подарков, полученных главой императорской семьи”. И еще, пресса подвергала “самым беспощадным насмешкам” учение Конфуция! Но власти “страны “К” нашли способ эти проблемы решить. Думаете, как? Сегодняшний казахстанец вряд ли догадается!
Жан Род рассказывает об этом, необыкновенно оригинальном, способе. Крупнейшие сановники через подставных лиц стали скупать акции самых строптивых газет, менять их редакторов, и “придавать влиятельным изданиям характер правительственных газет”!
Предпринимала власть и чисто цензурные ограничения. Журналисты “собрались для совместного обсуждения своих интересов, которым грозила опасность со стороны цензурных проектов”. Выработали общую позицию и отправили обращение к главе МВД. Естественно, это ни чем не кончилось. И уже вскоре европейцы писали про СМИ “страны “К”, что “сенсационность известий и резкость критики” в них все более ослабевают. Хватило этого “глотка свободы” у СМИ лет на пятнадцать…
Конечно, и игнорирование реалий, и используемые для этого уловки не могли действовать бесконечно. Но, как правило, к подобным “штучкам” прибегают не стратеги, мыслящие на историческую перспективу, а более-менее искушенные тактики, живущие по принципу “сейчас и сегодня надуть всех, а дальше посмотрим!”. История показывает, что это может работать довольно долго. Но, рано или поздно, конечно, перестает.
Так получилось и с той страной, о которой здесь идет речь. В 1911 году начались бунты, переросшие в революцию, правящая династия пала, и “страна “К” погрузилась в страшный период, в котором смута и анархия сменялись тоталитаризмом, и все это постоянно сопровождалось кровопролитием и нищетой абсолютного большинства жителей. В итоге, как известно, Китай смог подняться, но между ним нынешним и той “страной “К” лежали 7 десятилетий ужаса (срок, почти вдвое больший, чем странствие Моисея с соплеменниками). Страшно подумать, что за это время успели родиться и вырасти практически два поколения людей, живших в условиях, когда было совсем не до пиара и поучений, а приходилось постоянно бороться за самосохранение.
Такие бывают истории со странами…
ЗОНА.КЗ