Выйти из лабиринта идеологических ценностей Казахстану поможет "третья сила"?
Выйти из лабиринта идеологических ценностей Казахстану поможет "третья сила"?
Сегодня народ Казахстана идет по тонкому слою льда, который может треснуть под тяжестью нравственной опустошенности и господствующей в обществе бездуховности. И тогда… Как говорил Френсис Бэкон, у каждого из нас в отдельности еще будет шанс на спасение, а целый народ рухнет в бездну…
Отдает ли наш политический истеблишмент себе отчет в том, что такая угроза реальна? Безусловно, да. Однако, похоже, путь, который избрали обитатели властного Олимпа для предотвращения этой угрозы, - путь в никуда. Пребывая последнее десятилетие в поисках так называемой национальной идеи, но так ничего и не найдя, они решили прикрыть свое фиаско на этом поприще лоскутными лозунгами о стабильности, балансе - как политическом, так и межнациональном. И действительно, какое-то время - пару-тройку лет - сдерживать надвигающуюся угрозу падения в идеологическую пропасть с грехом пополам, но удавалось. Сегодня же, когда идеологи власти были в срочном порядке перекинуты на передовую - бороться против локальных угроз и конфликтов, пропагандировать будущее председательство Казахстана в ОБСЕ и, конечно же, пытаться сплотить народ в период масштабного экономического кризиса, в тылу стали наблюдаться деморализация и разложение. Вот лишь несколько фактов:
- Около 50 казахстанцев в месяц обращаются за помощью в центры по работе с жертвами деструктивных сект. По словам президента ассоциации подобных центров Юлии Денисенко, основная причина распространения на территории Казахстана религиозных сект - образовавшийся после распада Советского Союза "идеологический вакуум".
- В городе Рудном Костанайской области пресечена деятельность незаконной религиозной общины, ее руководитель задержан. 33-летний мужчина был главой местного отделения Международного совета церквей евангельских христиан-баптистов.По данным милиции, этот человек собрал 14 сподвижников и проводил религиозные службы. Община действовала без соответствующей регистрации в государственных органах, и теперь ее руководитель будет привлечен к ответственности с выплатой штрафа, размер которого может составить до 100 минимальных расчетных показателей. Только за август текущего года полицейскими в Костанайской области было выявлено шесть фактов незаконной деятельности различных религиозных объединений
Стоит ли после всего этого удивляться "делу о хиджабах"? Напомним: один государственный муж, цитируя нормы закона, вещает, что головной убор "в законе", другой, точно так же ссылаясь на нормы иных нормативных актов, заявляет, что хиджабы - "в загоне". О какой тут духовности или идеологии вообще можно вести разговор? Как могут сплотить народ те, кто сам без царя в голове, кто даже между собой не может договориться? Но, похоже, именно этого не осознают люди, пытающиеся делать идеологическую политику на самом верху. Они не понимают, что занимаются сизифовым трудом, и скатившийся в очередной раз с верхушки горы булыжник рано или поздно придавит не только их самих...
Ожидать "прозрения", увы, не приходится. По крайней мере, в ближайшее время. Почему? Ответ на этот вопрос очень прост. Представители властной элиты пока не заинтересованы делать ставку на интеллект, образованность, харизму. Им куда как безопаснее иметь дело с толпой - бесформенной и монотонной. Поэтому выработка системы идеологических ценностей для них превращается в банальный страновой пиар. Но если во времена Союза такая схема работала на ура, и даже отдельные представители интеллигенции не испытывали от нее изжоги, то сегодня эта модель безнадежно устарела, поскольку и время, и то место, которое занимает Казахстан в современном мире, требуют новых подходов. Однако вместо этого наши "властители дум" все чаще наступают на те самые грабли, которые уже не раз били их по лбу. Пытаясь насадить нравственность и идеологическое единство то огнем и мечом, то уверениями о полезности добровольного рабства, они сами не заметили, как система государственной идеологии самопроизвольно, перескочив через несколько ступенек, вошла в новое, доселе неизвестное современному Казахстану измерение. И, возможно, новый этап будет не столь длительным и агонизирующим.
Есть ли в Казахстане люди, способные вести за собой сограждан к большой цели? Вопрос, на который всем нам вместе взятым еще предстоит ответить. Хотя определенные ожидания в обществе уже имеются.
Сегодня с легкой улыбкой на устах мы вспоминаем попытку Кайрата Сатыбалды, генерала КНБ, создать исламскую партию и, играя на струнах национальной ментальности, сплотить воедино казахский народ на пути к единомыслию и процветанию. С улыбкой потому, что тут же в противовес идее Сатыбалды была создана "Русская партия", и вся идея превратилась в цирковое представление, которое опять же рассчитано не на каждого отдельно взятого индивида, а на толпу. Стать так называемой "третьей силой", способной оппонировать не только власти и оппозиционным течениям на поле формирования идеологической политики, но и религиозным догматам, у господина генерала пока не получается.
Но не исключено, что получится у Аслбека Мусина и его движения "Изги Амал". Да, сегодня его обвиняют в заигрывании с исламом, в желании сколотить политический капитал и чуть ли не в сектанстве, но… Как бы общество ни воспринимало появление "Изги Амал", люди думающие все же понимают, что Аслбек Мусин сделал ход конем. Не стесняясь признаться самому себе в том, что рыба гниет с головы, он, по крайней мере, откровенно заявил, что нашей политической элите не хватает интеллектуально-духовной базы, и даже обозначил способы решения проблемы внутреннего наполнения "мозгов" и душ тех, на кого смотрит народ, с кого он берет пример.
С такой позицией трудно не согласиться. Когда духовный вакуум на самом верху будет наполнен мудростью, вероятнее всего, изменится и система государственной идеологии, у которой сегодня однозначно перебиты обе ноги. Но опять же не факт, что именно Аслбек Мусин покажет "светлый путь" в благополучное завтра. Не исключено, что в скором времени "Изги Амал" постигнет участь "Асара" - единственной реальной партии, когда-либо отмеченной на политической карте Казахстана. Власть настороженно воспринимает новые веяния, а уж тем более критику, причем конструктивную, а уж как она не восприимчива к интеллектуально развитой молодежи с незашоренным взором…
С другой стороны, если "Изги Амал" удастся оправдать возложенную на него временем ответственность, то, скорее всего, выход из идеологического лабиринта будет найден. Ведь главное - знать, как его искать. Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек теряет ориентацию и тут же впадает в панику! Не зря же в древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей. Но выход из него есть, и только один - самый длинный.
Central Asia Monito