С каждым днем становится все более ощутимым: в Казахстане будет другой президент. Временной отсчет идет с заметным ускорением. А с легкой руки главы Центра ОБСЕ в Казахстане Александра Кельчевского эта тема приобрела еще один акцент – вопрос действующего президента как бы отодвинут в сторону, а проблемную плоскость занял вопрос о его потенциальных соперниках.
В связи с тем, что возможные конкуренты в силу сложившихся обстоятельств пребывают в подполье, можно предполагать, что их довольно много. Ведь косо посматривающие на главное кресло страны толпятся не только вблизи Нурсултана Назарбаева. Среди них можно исключить только самых немощных. Все остальные готовы править хоть сейчас. Присутствие живущего президента лишь угнетает их амбиции.
Я подозреваю, что Назарбаеву очень сильно мешают его опыт и его чуйка — они не дают ему расслабиться. Его обступают со всех сторон, в основном, полуявные соперники. При некоторых других обстоятельствах он заслуживал бы сочувствия. Однако вряд ли он в нем нуждается. Пока что он все видит и всему находит решение.
Ему приходится мастерски лавировать, извиваться, выкручиваться, избегать лишних напрягов. Но не только. В арсенале его действий есть и наступательные средства. Он вынужден стравливать, он не может обойтись без наказаний. Ему надо просчитывать возможный негатив и его нейтрализацию. Все страшилки государства у него под рукой: КНБ, финансовая полиция, судейская братия и так далее. Словом, в такой ситуации даже отдых подчинен работе по выживанию.
Глядя на эту президентскую повседневность, трудно понять, почему другие так рвутся занять его кресло и почему он сам не бежит из этого адского места. Однако стремление к власти, как и стремление к любви, не поддается рассудочной логике. В этом контексте возникшая недавно тема инсульта в среде высших руководителей Казахстана становится реально ощутимой. Это видится как неизбежное завершение напряженной жизни наверху. И чем выше пост, тем опасность ближе — к сердцу и к мозгу.
Насколько организм президента еще способен выдерживать такие нагрузки? А они не будут спадать. Столпившиеся вокруг него соперники, которых как потенциальных кандидатов не учел глава Центра ОБСЕ в Казахстане, не устанут дышать в пандан (под стать — ред.) дыханию президента с неутомимым желанием быстрее других поймать последний его выдох. Ноздря в ноздрю.
Есть у известного режиссера Георгия Товстоногова почти ницшеанский принцип: «Падающего в искусстве подтолкни». Деятели при власти не пальцем деланы. Круче их только те, которые их подтолкнут. Я бы, наверное, был очень успешным бизнесменом, если бы невдалеке от президентского дворца в Астане открыл контору или даже маленький киоск, где желающие получали бы внятные советы — почему не надо идти в президенты. И самый главный совет заключается в том, что в кресле президента нет времени да и, наверное, желания заниматься проблемами страны. Не до них.
Однако, к превеликому моему сожалению, среди моих клиентов не будет как раз той огромной армии ближайших соратников, которые не прочь порулить страной. Эту армию создавал, подтягивал наверх, пестовал и лелеял лично Нурсултан Назарбаев. Замкнутый круг. Избежавший этого круга Рахат Алиев в своем изгнании в далекой загранке время от времени вспоминает высказывание Нурсултана Назарбаева, который говорил что-то наподобие: «Меня из этого кабинета вынесут вперед ногами». Вот именно! И есть масса желающих (приближенных) это сделать. И как вынесут! Почти с притопом.
www.respublika-kz.info