Очередное слияние партий Булата Абилова («Азат») и Жармахана Туякбая (ОСДП) в одну – ОСДП «Азат» — дает повод пристально взглянуть на поле оппозиционных политических партий. Вроде бы неэтично указывать дефективным на их генетические, родовые и послеродовые травмы, но раз эти люди упорно называют себя оппозицией действующему политическому режиму и не уходят со сцены, они должны быть готовыми к разнообразной критике.
2009 10 21В стране имеются три по сути оппозиционные партии: Демократическая партия Казахстана (ДПК) «Азат», Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) и Коммунистическая партия Казахстана (КПК). Также функционирует партия «Алга!», которая из года в год находится в состоянии регистрации. Вообще-то раньше она тоже носила титул «зарегистрированная», но в определенный момент ее лишили такого статуса, фактически парализовав в политических правах. Например, из-за этого «Алга!» не может выставлять своих кандидатов на выборах в нижнюю палату парламента – Мажилис, поскольку они проводятся лишь по партийным спискам для зарегистрированных партий.
Есть еще партии «Ак Жол», «Адилет», Партия патриотов, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) и несколько других. Они могут называть себя «оппозиционными», но из всех признаков оппозиционности у них лишь то, что они не участвуют в формировании правительства. В остальном они только лилипутские партнеры партии власти «Нур Отан».
На что способна «оппозиционная четверка», можно судить по событиям прошедшей недели. В понедельник собираются за круглым столом и договариваются. В 12 часов в среду на алматинском Арбате (многолюдное место в центре города) яркая и массовая акция в защиту Евгения Жовтиса, Тохнияза Кучукова и Рамазана Есергепова (правозащитник и два журналисты незаконно осуждены), в 14 часов у центрального офиса «БТА Банка» в защиту газеты «Республика». Власть ведет ликвидацию неугодных изданий и деловой еженедельник «Республика» одна из последних тяжелых потерь для свободы слова. Договорились, что примут участие лидеры всех четырех оппозиционных партий.
В среду в 12 часов акция получилась неорганизованной, без обещанных креатива, красочности, яркости и многолюдности. Время пикета у «БТА Банка» переиграли, с 14 часов на 13, хотя договоренность была достигнута всего за 48 часов до мероприятия. Вместо четырех руководителей оппозиционных партий пришел только Владимир Козлов – глава «Алга!». А председатели «Азат», ОСДП и КПК за те же 48 часов до начала акции успели придти к выводу, что их совместное заявление для СМИ будет лучше, чем личное присутствие на акции гражданского протеста.
Появление вместо лидеров четырех партий одного с точки зрения казахстанской политической жизни объяснимо. Здесь фатально не умеют «гулять чужую свадьбу» — только свою. А газета «Республика», как медиа-ресурс Мухтара Аблязова (опальный банкир находится за границей и под уголовным преследованием за мошенничество), информационно поддерживала в первую очередь партию «Алга!».
Все это хоть весьма показательно и характерно, но всего лишь видимая часть айсберга оппозиции. Фундаментальные проблемы гораздо глубже и мы попытаемся их обозначить.
Лидеры оппозиции игнорируют постулат «То, что есть – есть». То есть они не хотят (или не умеют, не могут) принимать ситуации, события и поступки такими, какими они являются. Из-за этого политическая реальность получается не такой, какой ее хотели бы видеть Булат Абилов, Жармахан Туякбай, Серикболсын Абдильдин (лидер КПК), Владимир Козлов и те, к чьим советам они прислушиваются. Она не такая, какой должна быть по их установкам, не такая, какой была и не такая, какой будет. Реальность такая, какая есть.
Составной элемент данного момента и то, что руководители оппозиционных партий такие, какие они есть. Булат Абилов – успешный бизнесмен периода 90-х годов, который известен в Казахстане как «экономика племянников» (в то время бизнес активно разворачивали родственники высокопоставленных государственных чиновников). Жармахан Туякбая – генеральный прокурор, который сначала верой и правдой служил советской системе, а потом режиму Нурсултана Назарбаева, пока не завалил очередной «экзамен на полезность». Серикболсын Абдильдин – представитель коммунистической номенклатуры времен СССР, который не нашел для себя удобной ниши после исторического переформатирования. Владимир Козлов – менеджер у Мухтара Аблязова, которому поручено партийное строительство и политическая поддержка патрона.
Еще раз. Эти люди не те, кем хотели бы быть, кем им следовало бы быть и даже не те, кем были раньше.
А что касается политических соратников, гражданского общества и органов власти, с которыми в силу объективного порядка вещей «оппозиционной четверке» приходится иметь дело, то они не такие, какими бы их хотели видеть лидеры оппозиции. Они такие, какие есть, а не те, которыми их хотят видеть. Если не принять данного положения вещей, то оппозиционным партиям трудно будет рассчитывать на переход из детской лиги в лигу зрелых политических отношений.
В виде образного сравнения. Чтобы попасть в Астану, нужно знать, где находишься сам. Только в этом случает можно проложить точный маршрут, а потом уже подобрать наиболее оптимальный способ передвижения. Пока оппозиция ничего реального не сделала для своего определения на оси политических координат.
Второй игнорируемый оппозицией постулат ведет свое происхождение от суфийской мудрости: «Ничто хорошее не дается даром». Если оппозиционная партия или блок желают, чтобы в их политической жизни произошло что-нибудь хорошее, они обязаны знать, что за это придется платить. Учитывая нахождение в позиции оппонирования действующей власти, плюс постоянно повышающуюся цену протеста, плата будет дорогой. Может быть, цена и не сложится непомерно высокой, но будет она обязательно. Родовая же черта казахстанской оппозиции – это желание все получить бесплатно. Будь то массовая поддержка населения или места в парламенте. Отсюда комплексная неготовность ко всему, будь то репрессии госаппарата или невозможность собрать в одной точке хотя бы несколько тысяч своих сторонников, неумение защитить своих активистов и помощников. При десятках тысяч зарегистрированных членов в каждой из оппозиционных партий.
Принять данный момент, значит навсегда распрощаться с детским представлением о том, что оппозиции кто-то что-то должен только потому, что она этого хочет.
Третий и последний момент: «Каждому по силам Не делать того, чего он Не хочет». Все последние годы оппозиционные партии только тем и занимаются, что делают то, чего не хотят. Будь это просьбы о митингах, в которых им постоянно отказывают, участие в судебных процессах по нелепым основаниям или сдача целых пластов избирателей в пользу власти, даже без попытки борьбы за них. В итоге на делание того, что хотят, уже никаких ресурсов не остается.
После съезда 24 октября «Азат» вольется в ОСДП и партия примет новый вид. По заявлениям руководства новой старой партии (раньше «Азат» уже входил в ОСДП, но тогда он назывался «Настоящий Ак Жол, а через время вышел), у них будет под 200 тыс. членов. Для Казахстана с его 16 млн. населения цифра очень внушительная. Но если в акимат Алматы придет известие, что в одном месте собирает митинг ОСДП «Азат», а в другом РОО «Талмас» и Социалистическое сопротивление, где на двоих всего два десятка активных членов, то в акимате больше напугаются второму митингу. А почему – смотрим выше.