Советник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев назвал имя возможного преемника Нурсултана Назарбаева. По версии известного толкователя намерений елбасы (так по-казахски звучит официальный титул национального лидера) им может стать его средний зять, муж второй дочери Динары, 45-летний Тимур Кулибаев. Именно «он может продолжить стратегический курс президента». Эти слова сказаны в пространном интервью президентского советника газете «Коммерсант».
Впрочем, это скорее интервью Ертысбаева самому себе — на страницах российской газеты опубликованный текст выглядит весьма странно. Ну да ладно, бывает. Важнее понять другое — зачем именно сейчас Ертысбаев вынужден был объясняться на тему преемника своего патрона, которому, как сообщала западная пресса, 14 июля в Германии сделали операцию по поводу рака предстательной железы.
Буквально на днях советник президента Казахстана отказывался комментировать эту тему на «круглом столе» радио «Свобода», участвуя в нем вместе с автором этих строк. Избегает этого он и сейчас. Советник предусмотрительно лишь ограничивается упоминанием «официального сообщения о том, что президент прошел плановый медосмотр».
Своим интервью Ертысбаев дает понять, что, мол, сам Назарбаев уполномочил его выступить публично и указать на Кулибаева как на возможного преемника. Разумеется, делает он это иносказательно, вкладывая кулибаевскую версию в уста противника назарбаевского режима, беглого казахстанского олигарха Мухтара Аблязова.
Версия не слишком оригинальная. О Кулибаеве как о возможном продолжателе курса Назарбаева заговорили сразу после того, как весной этого года елбасы назначил среднего зятя главой госфонда «Самрук Казына», где аккумулируются многомиллиардные средства, и переназначил на пост премьер-министра Казахстана Карима Масимова.
Обоих стали называть тандемом преемников. Это решение призвано было внести стабильность во внутриполитическую обстановку в Казахстане и успокоить иностранных инвесторов, которым хорошо известны две эти персоны. Тем более что нынешний статус Тимура Кулибаева был укреплен и на российском элитном уровне после избрания его в конце июня членом совета директоров «Газпрома».
Однако болезнь президента, а главное, неловкие попытки казахстанского официоза ее утаить спровоцировали новый виток беспокойства в стране и в мире. Советник Назарбаева решил снять это беспокойство через российскую прессу, а не казахстанскую. Так часто делали и российские лидеры, доверяя важные новости западным СМИ. И в том и в другом случае это обнаруживало провинциальность VIP как российских, так и казахстанских. В Москве и Астане ждут прежде всего, что «скажет княгиня Марья Алексеевна».
И тем не менее стремление президентского советника уже сейчас усадить на казахстанский «трон» президентского зятя, больше похоже на типичную разводку в верхах. Ведь г-н Ертысбаев одновременно топит в качестве преемника премьера Масимова, мол, «он человек умный и никогда не будет стремиться играть эту роль». Хотя то, что Карим Масимов уже готов исполнять эту роль, не заметить может только слепой.
Что касается Кулибаева, то его выбор Акордой (так называется официальная резиденция Назарбаева) в наследники может смутить ту самую «княгиню». Ведь на Западе у президентского зятя и третьего казахстанского миллиардера в списке «Форбс» сложилась достаточно громкая репутация: там писали и о его амурных похождениях, и не совсем прозрачных бизнес-сделках. Кроме того, никто никогда не слышал, как он говорит по-казахски, а экзамена на знание государственного языка кандидату в президенты не избежать.
А еще чтобы занять этот пост в форсмажорной ситуации минуя выборы, по конституции Казахстана нужно быть председателем сената. Очередные выборы в верхнюю палату парламента (они проводятся непрямым голосованием) предстоят как раз 19 августа. Подождем-увидим, быть ли Кулибаеву для начала сенатором.
Сам он, впрочем, решил как можно быстрее отказаться от предлагаемого ему «сватовства в президенты». Вчера вечером, пригласив на ужин в Астане несколько доверенных журналистов, Тимур Кулибаев назвал сказанное Ертысбаевым «полной ерундой». «Говорить такие вещи при действующем президенте и после той шумихи в прессе по поводу его здоровья по крайней мере некорректно», — заметил президентский зять, напомнив, что он «никогда не позиционировал себя в качестве политика». Помнится, что-то подобное говорил некогда Ильхам Алиев, будучи вице-президентом Азербайджанской нефтяной госкомпании. Что случилось потом, после кончины его отца, хорошо известно.
Постоянный адрес статьи: http://mn.ru/newspaper_opinions/20110726/303501913.html