Весь интернет, единственное до конца еще недодушенное средство выражения общественного мнения в Казахстане, исписан проклятиями в адрес вчерашнего главы казахских спецслужб. Выяснилось (как это обычно и бывает с новоявленными врагами народа), что Шабдарбаев виноват во всем плохом, что есть в Казахстане. И если так дальше пойдет, то и за сорокаградусные морозы в нашей новой столице будет отвечать Шабдарбаев.
Тут, однако, возникает очевидный вопрос. Где были все эти внезапно прозревшие критики Шабдарбаева еще пару недель назад? Когда судьба опального комитетчика и бывшего охранника Назабаева еще была неясна, и он вполне мог оказаться победителем в схватке с противниками. Тогда бы мы читали откровения прозревших анонимов про генерального прокурора Мами и его губительную роль в истории страны. Но все пошло по другому сценарию.
Персонально мне питать к поверженному Шабдарбаеву теплые чувства не за что. Не буду утверждать, что изгнание его с астанинского Олимпа меня расстроило. Очень даже наоборот. Однако, валить на него все грехи значит, как мне кажется, играть по сценарию известного астанинского режиссера. Который в Акорде сидит.
Сценарий этот прост: повторение в мягком (пока) варианте сталинского проекта. Любимый отец народов (в нашем варианте – лидер нации), единомыслие, единственная правящая партия, репрессии против неугодных и несогласных. И периодическое развенчание вредителей, врагов народа и уклонистов. Из-за которых никак не наступает коммунизм (в нашем варианте – Программа 2030).
Логика этого проекта предполагает, что время от времени безгрешный вождь сдает кого-нибудь из своих грешных соратников. Что должно продемонстрировать народу якобы заботу о нем, международному сообществу – якобы стремление следовать общепринятым представлениям о приличиях в политике, а элитам – кто в стае хозяин. По известному принципу „бей своих, чтобы чужие боялись".
По этой логике всемогущий генерал Шабдарбаев рано или поздно должен был повторить судьбу сталинского наркома Ежова (который провел репрессии 37 – 38 годов и в благодарность получил от хозяина пулю в лоб). Когда я написал о таком варианте развития событий, многие сочли, что это досужая фантазия или изрядное преувеличение. Возможно, кому-то параллели между падением Ежова и падением Шабдарбаева и сегодня кажутся неочевидными. Этим скептикам мы напомним, что Ежов после смещения его с поста наркома НКВД некоторое время оставался наркомом водного транспорта. Так что Аману Шабдарбаеву не стоит обольщаться своим статусом президентского советника – да он, зная своего бывшего шефа не хуже меня, и не обольщается.
Перед председательством в ОБСЕ нужно на кого-то перевесить ответственность за факты вопиющего беззакония, провалы и поражения. Бедный Амангельды подходит для этой роли как никто другой.
Сайт Рахата Алиева