Эксклюзивное интервью телеканалу StanTV условно-досрочно освобождённого Жаксыбека Кулекеева, экс-главы "Казахстан темир жолы"
Эксклюзивное интервью телеканалу StanTV условно-досрочно освобождённого Жаксыбека Кулекеева, экс-главы "Казахстан темир жолы"
Этой осенью на свободу вышел экс-глава "Казахстан темир жолы" Жаксыбек Кулекеев. В 2008 году его обвинили в получении взятки, но в суде доказали лишь превышение должностных полномочий и назначили наказание - три года лишения свободы. Через год он получил условно-досрочное освобождение. Он не встречается с прессой, но согласился дать нам эксклюзивное интервью.
Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы.
Вопрос: Вы 13 лет проработали в политике. Вы предполагали, что Ваша карьера закончится именно так?
Ж.К.: Говорят, что от тюрьмы и от сумы не зарекаются, но, тем не менее, должен сказать: я не ожидал. Люди моего положения вряд ли ожидают, что они могут завершить свою карьеру таким образом. Конечно, это самый печальный исход моей карьеры, наверное. Тем не менее, что случилось, то случилось.
Вопрос: Во время суда или после освобождения Вы не ловили себя на мысли покинуть родину?
Ж.К.: Нет. Во время суда я тем более не имел таких возможностей. Никогда у меня не возникало, и нет таких желаний - покинуть эту страну. Потому что это моя страна, я родился и вырос, сформировался как человек, я люблю свою страну. Нигде в другом месте меня народ, наверное, не любит так, как в Казахстане. Поэтому не имею права обманывать ожидания и желания своего народа.
Вопрос: Ваш приговор, Вы считаете его справедливым?
Ж.К.: По закону решение суда считается законным. Понятия справедливость, истина - это из другой области. Если казахстанская общественность дает такую оценку всему происходящему, это, наверное, не то решение, которое нужно было принимать по отношению ко мне. Но, тем не менее, я не берусь судить сегодня законность или незаконность своего осуждения
Вопрос: А чем Вы сейчас планируете заняться?
Ж.К.: Я наслаждаюсь свободой пока. Пара месяцев как я получил свободу передвижения. Поэтому я недавно отдохнул, собираюсь дольше продолжить свой отдых. Скорее всего, до Нового года я, наверное, ничем не буду заниматься. Как разумный человек думаю, чем я буду заниматься после Нового года. В мыслях есть определенные планы, но они окончательно не сформировались.
Вопрос: Найдете в себе силы вернуться на госслужбу?
Ж.К.: На сегодня есть определенные ограничения. В принципе, закон, наверное, позволяет занимать мне низкие государственные должности, но на занятие высоких государственных должностей у меня есть ограничения.
Вопрос: Какие-то предложения уже поступали на этот счет?
Ж.К.: Предложения я получаю от своих друзей, от товарищей. Должен сказать, есть. Но пока я решения не принял, так как считаю, что должен, во-первых, духовно очиститься и здоровье необходимо привести в порядок.
Вопрос: Партия "Нур Отан" Вас привлекает?
Ж.К.: Пока нет. Должен сказать: я ни в одной партии ни в советское время, ни в годы независимого Казахстана не состоял, поэтому своего политического выбора я еще не делал.
Вопрос: А как Вы относитесь к этой тенденции, что сейчас когда политический деятель должен...
Ж.К.: Придерживаться определенных политических взглядов? В принципе, это правильно. Это соответствует, скажем так, требованиям времени не только Казахстана, но и всего мира. Мы в принципе только на стадии становления. Еще потребуется много времени. В сегодняшнем парламенте, как Вы хорошо знаете, политической дискуссии нет, так как парламент у нас получился однопартийный. А в будущем, наверное, будут другие политические партии в парламенте, так как опять-таки последние законодательные изменения требуют, чтобы как минимум две политические партии присутствовали в парламенте. Время покажет.
Вопрос: Этот переломный момент в жизни - как повлиял...?
Ж.К.: Находясь там, я думал о наших великих ученых, которые писали свои хорошие труды, потому что, действительно, они все находились в небольшом пространстве, им тоже давали доступ к самым последним изданиям. Думающие люди тоже могут писать там. Но в отличие от этих людей, я ничего писать не мог - из-за того, что вся моя деятельность связана с экономикой страны. Экономика и политика - очень близкие понятия. Если анализировать ситуацию в экономике, тем более сейчас экономика нашего государства испытывает определенные сложности, то очень легко придать всем этим оценкам, суждениям какую-то политическую окраску. Поэтому я избегал свободного изложения своего мнения. Но, тем не менее, есть у меня свое мнение, определенные заметки. Со временем, может, я их опубликую.
Вопрос: То есть, книга или...?
Ж.К.: Я за свою сознательную жизнь писал много книг. Более 10 книг я точно написал. Пишу быстро. Еще кое-что, наверное, напишу. Но это будут не мемуары, что-то такое, связанное с политикой. Нет. Это будет чисто экономический труд, если напишу.
Вопрос: Вы говорите, что много по экономике читали и наверняка размышляли о том, сколько продлится этот кризис.
Ж.К.: В следующем году ситуация не будет лучше в этом плане, так как, из-за продолжающегося кризиса в банковском секторе, со стороны зарубежных инвесторов есть определенное недоверие к нашему финансовому сектору. И в следующем, и в 2011 году, я думаю, что, в основном, финансовые ресурсы других государств будут закрыты для наших банков.
Вопрос: А как Вы оцениваете шаг, что сейчас многие крупные, системообразующие банки государство национализировало?
Ж.К.: Видимых хороших результатов нет, а в будущем как будет - время покажет.
Вопрос: Вы пришли в КТЖ как реформатор. Ваши начинания были продолжены?
Ж.К.: Трудно мне судить, потому что сегодня на страницах СМИ, на сайте КТЖ найти доступную информацию невозможно. Ну что-то продолжается, не может не продолжаться, потому что это большой коллектив, там не все зависит от решения либо от воли одного человека.
Вопрос: КТЖ такая же закрытая структура, на мой взгляд, как и "Казатомпром". Вас удивил арест Мухтара Джакишева?
Ж.К.: Удивил, если одним словом можно ответить. Больше ничего не могу сказать, поскольку опять-таки мы располагаем ограниченной информацией. Будет судебный процесс. Сегодня идет следствие. Мы же все детали не знаем. Поэтому что-то сказать, давать какую-то оценку я не в состоянии.
Вопрос: На Ваш взгляд, в этом расследовании или уголовном преследовании больше экономики или все же политики?
Ж.К.: Мне хотелось бы верить, что там больше экономики, то есть, объективных причин для уголовного преследования, чем политики.
Благодарю Вас за то, что нашли время для интервью. Спасибо. С наступающим Курбан айтом! До свидания!
Спасибо, Наталья. До свидания!
StanTV