Император Наполеон однажды заметил: «Я больше боюсь трёх газет, чем ста тысяч штыков». Увы, сегодня на постсоветском пространстве не найдётся и трёх газет, опасаться которых следовало бы властям.
Император Наполеон однажды заметил: «Я больше боюсь трёх газет, чем ста тысяч штыков». Увы, сегодня на постсоветском пространстве не найдётся и трёх газет, опасаться которых следовало бы властям.
О чём и свидетельствует очередной обзор «Индекса свободы прессы», опубликованный на днях организацией «Репортёры без границ» по итогам с сентября 2008 года по сентябрь 2009 года.
Согласно этому обзору, Казахстана опустился на 15 пунктов и теперь занимает 142 место в рейтинге индекса свободы прессы. Наш ближайший сосед Россия оказалась на 153 месте из 175. Вряд ли это может служить для нас утешением, поскольку информационное агентство «Новости-Казахстан» приводит следующую цитату из отчёта: «Деградация слова наблюдается в Центральной Азии». Что ж, нам не привыкать, когда республику упрекают в ограничении свободы слова. Во многом это действительно так.
Власти в последнее время делают всё, чтобы независимая пресса исчезла. Это и судебные иски в отношении оппозиционных изданий, и проверки налоговых и прочих фискальных органов в редакциях тех или иных СМИ. А не так давно появилось своего рода ноу-хау в борьбе с инакомыслящими газетами: иск о защите чести и достоинства парламентариев, чиновников и т.д. И если чиновники достаточно осторожно пользуются этим новшеством (не ровен час, и можно нарваться на такой шквал публикаций, что ни одна персона не устоит на ногах), то депутаты стали часто использовать подобный приём. В результате один за других закрываются издания, которые осмелились опубликовать материалы о побочных занятиях народных избранников.
И всё же анализ ситуации в масс-медиа показывает, что большей частью в своих бедах журналисты должны винить самих себя. Большинство из них забывают правило, выведенное американскими издателями: «Комментарии свободны, но факты священны». У нас же сплошь и рядом факты передёргиваются так, как это выгодно редактору или кому-то, стоящему за газетой.
Например, одна из газет, называющих себя независимой (от кого?), опубликовала материал о Евгении Жовтисе. В нём недвусмысленно даётся понять, что известный правозащитник, в отношении которого сейчас идёт судебный процесс, сам может быть замешан в нечистоплотных схемах. Удивительно, но эта же газета подробно освещает весь процесс и события вокруг Евгения Жовтиса (летом этого года известный правозащитник совершил ЖТП, в результате которого погиб человек). Налицо не просто бестактность, а явная провокация, ведь публикация появилась в дни, предшествующие рассмотрению апелляции Евгения Жовтиса. Вот уж поистине буквально воспринят девиз: «Если хотите, чтоб вас заметили, нападите на кого-нибудь».
Но самое смешное состоит в том, что так называемые оппозиционные СМИ не так давно обратились с письмом к президенту Назарбаеву с просьбой принять представителей гражданского общества (о каком гражданском обществе можно говорить у нас и кто их туда назначил?). Цитата: «Мы, журналисты, правозащитники, представители политических партий, обеспокоены правовой ситуацией в стране и обращаемся к Вам как к гаранту соблюдения конституционных прав и свобод граждан.
Статья 20 Конституции РК провозглашает право граждан на свободное получение и распространение информации, однако в Казахстане, который всего через два месяца должен приступить к обязанностям председателя ОБСЕ, сегодня развернулась масштабная кампания беспрецедентного давления на независимую прессу.
Особую тревогу вызывает ужесточение судебной практики в отношении СМИ и граждан, реализующих свое конституционное право на свободу слова, получения и распространения информации. Депутаты и чиновники с помощью судов разоряют и закрывают газеты.
Депутат Мажилиса Ромин Мадинов разорил и добился закрытия газеты «Тасжарган». Руководители БТА банка требуют от газеты «Республика - Деловое обозрение» 60 миллионов тенге в качестве возмещения морального ущерба, отказываясь принимать в качестве погашения ценные бумаги этого банка. Типографии отказывают в печати нескольким независимым газетам, ссылаясь на запрет прокуратуры и администрации Президента». Столь большая цитата потребовалась для того, чтобы читатели поняли, о чём идёт речь в письме. Можно со всем этим согласиться, если бы не одно «но». Вряд ли бы Ромин Мадинов смог бы добиться успеха, если бы журналисты «Тасжаргана» чётко следовали правилу: факты священны. Иными словами, можно комментировать сколько угодно факт, но против документов, подтверждающих всё, о чём шла речь в публикации, ни Мадинов, ни суд ничего сделать бы не смогли. Даже с учётом того, что наши суды несвободны и выполняют волю сверху.
Журналисты и политики в своём письме настаивают на встрече с главой государства с тем, чтобы раскрыть ему глаза на происходящее в стране. Блаженны верующие, а благими намерениями вымощена дорога в ад. Похоже, подписанты не понимают, что своим письмом они сами же подтверждают, что у нас не закон правит бал. Хуже всего, что эту ситуацию создают и сами журналисты, принимающие правила игры. А ведь всё может быть иначе, если бы у нас нашлись три газеты, которые бы без истерик, изо дня в день просто рассказывали о том, что происходит в стране. И при этом были правдивы, объективны. Вот тогда бы наши власти вспомнили слова Наполеона и взяли бы себе за правило не только придерживаться конституционных норм о свободе слова, но и боялись бы с утра читать газеты.
SPIK.KZ