Почти детективную историю про "евразийцев" и их новые бизнес-интересы рассказал в письме в редакцию читатель Андрей Правдин. По его мнению, она вполне может заинтересовать Британское бюро по борьбе с финансовыми махинациями, у которого есть свои претензии к собственникам ENRC.
На нас эта история произвела большое впечатление — письмо представляет собой готовую статью размером в три страницы. Однако проверить ее мы не имеем возможности. Поэтому, отдавая должное логике автора и понимая общественноую значимость изложенных сведений, мы решили не публиковать это письмо как журналистский материал, а дать его в оригинальном виде под рубрикой НАМ ПИШУТ с небольшими сокращениями.
Что в этой истории правда, а что преувеличено, мы предлагаем решить самим читателям. В свою очередь мы готовы дать слово на нашей площадке всем фигурантам этой истории.
"Уважаемая редакция!
Как верный читатель «Республики» хотел бы поделиться с Вами интересной информацией, касающейся весьма неожиданной стороны деятельности так называемой «евразийской тройки» (Машкевич, Шодиев, Ибрагимов). Все их знают как акционеров Eurasian Resources Group (ERG), бывшей Eurasian National Resources Corporation (ENRC), которую они успешно вывели с Лондонской фондовой биржи в 2013 году, дабы избежать последствий антикоррупционного расследования в Великобритании.
Оказывается, владельцы традиционного для Казахстана бизнеса в сфере горнорудного дела не отстают от веяний времени и вплотную интересуются инновациями. Речь идет о (пока) небольшой компании ТОО Wooppay (Вуппэй), которая возникла в конце 2012 года в Караганде и предлагает услуги электронного кошелька.
На первый взгляд, это оригинальный и успешный стартап, развивающийся благодаря высокому качеству своего сервиса и энергичности руководства и сотрудников. Но не все так просто, как кажется непосвященному наблюдателю.
След Шодиева
А все потому, что за Wooppay скрывается не кто иной, как эти самые «евразийцы». Правда, ими сделано все возможное, чтобы избежать излишнего внимания.
Интересно уже то, что за начинающей казахстанской компанией стоят несколько офшоров, в частности Wooppay Holding BV, зарегистрированная в Нидерландах в сентябре 2012 года, и Wooppay Holdings (Luxembourg) Sarl, зарегистрированная в ноябре 2013 года в Люксембурге. Последняя в свою очередь принадлежит Wooppay Holdings Ltd, зарегистрированной в Гонконге. Все эти офшоры хороши тем, что узнать их конечных бенефициаров крайне сложно, если вообще возможно. Сразу возникает более чем законный вопрос: отчего же такая секретность?
Трудно сказать, все ли «евразийцы» являются совладельцами этого бизнеса и, если да, то в каких долях, но за Wooppay четко прослеживается фигура Патоха Шодиева.
Некий его родственник, Умарджон (Умар) Шодиев, согласно Linkedin (https://uk.linkedin.com/pub/umar-shodiev/81/936/413) является с января 2015 года советником гендиректора и членом совета директоров Woooppay (У них уже есть такой совет! Неплохо для ТОО).
Сам же молодой человек, отучившись в частной школе в Казахстане, а затем в течение четырех лет в престижной и сверхдорогой частной школе Brillantmont International School в швейцарской Лозанне, сейчас учится в City University London в столице Великобритании.
Среди друзей Умара в Facebook (https://www.facebook.com/ushadiev/friends) числятся дочери Патоха Шодиева Муниса и Нафиса, а также невестка олигарха (жена его сына Сабира) Асал. Таким образом, сомнений в родстве между Умаром и главой узбекского клана нет никаких. Непонятно, правда, как еще недавний выпускник пусть и частной швейцарской школы может содействовать в развитии бизнеса Wooppay, который свою деятельность ведет в далеком Казахстане. Да, компания предлагает ряд услуг, которыми можно воспользоваться за границей, например, оплата мобильной связи в России и Белоруссии, но основа ее клиентской базы представлена казахстанцами, среди которых особенно много жителей Караганды.
Больше, чем электронный кошелек
Взлет Wooppay начался в конце 2013 года, когда молодая компания вышла в финал конкурса стартапов KZ Start, главным призом которого была поездка в Кремниевую долину в Калифорнию. Оттуда основатели Wooppay — карагандинцы Александр Дорошенко, Роман Корниенко и Лев Крепких — приехали окрыленными, открыто заявляя, что до выхода на американский рынок (где мобильные сервисы существуют уже очень давно и представлены гигантами вроде Paypal) им рукой подать. Правда, с тех пор ничего подобного не произошло, но зачем привлекать к себе лишнее внимание подобной агитацией.
О финансовой и операционной стороне деятельности Wooppay известно немного, опять же по причине той самой завесы тайны, которой себя окружила компания. В январе 2015 года в специально посвященном Wooppay материале (http://www.voxpopuli.kz/business/kak-sozdat-startap-s-oborotom-v-630-mln-tenge-v-karagande-11607.html) популярный сайт Voxpopuli.kz сообщал, что в компанию вложено ни много ни мало 5 миллионов долларов. При этом ее оборот составлял 630 млн тенге (2,3 млн долларов по текущему курсу), а число зарегистрированных пользователей составляло 75 тысяч человек. Чистой прибыли, по данным Voxpopuli, стартап пока не приносит.
В октябре 2015 года Wooppay попал в «Топ-10 процессинговых систем Казахстана», заняв 8-ую строку, по версии Forbes.kz (http://forbes.kz/leader/zyibkoe_liderstvo_1). Валовая выручка составила 800 тысяч долларов, а крупнейшим клиентом (более 70% оборота) была названа букмекерская контора Olimp.kz.
Несмотря на противоречивые сведения, о многомиллионных долларовых инвестициях в компанию еще в 2013 году сообщал ее тогдашний коммерческий директор Роман Корниенко в ряде интервью казахстанским СМИ. При этом имя инвестора он всякий раз отказывался называть. Казалось бы, в чем проблема? Ведь мы знаем об инвестициях зятя Имангали Тасмагамбетова, Кенеса Ракишева, в IT-стартапы.
А ларчик просто открывался. Помимо своей основной, публичной, деятельности — развития электронной коммерции в Казахстане — Wooppay занимается еще и другой — вы легко поймете какой, если задумаетесь. И между прочим электронные деньги компании выпущены и находятся под контролем Евразийского банка (см. ниже), того самого, которым в равных долях владеют Машкевич, Шодиев и Ибрагимов через АО «Евразийская финансовая компания».
Кстати, в начале сентября Wooppay сообщил об установке ряда своих серверов в Нидерландах якобы с целью «международного развития компании». На самом деле, это идеальный способ ограничить доступ казахстанских правоохранителей и налоговиков к транзакциям.
Очевидно, что инвестиции в размере 5 млн долларов — сумма неслыханная не только для Казахстана, но и для США и Европы, где, несмотря на высокий уровень развития венчурного капитализма, подавляющее большинство стартапов начинают с менее чем 1 млн долларов первоначальных вливаний. Кроме того, относительно небольшая клиентская база вкупе с резким обесцениваем тенге (более чем на 50% с предпоследней девальвации в феврале 2014 года) вряд ли позволит Wooppay «отбить» столь громадные инвестиции в ближайшие годы. Все это не мешает компании демонстрировать успех за успехом. В настоящее время она в состоянии переезда в куда более просторный офис в Караганде, словно бы и не было никакого кризиса в Казахстане.
Свой человек на Западе
Вся вышеописанная схема не могла бы действовать без «смотрящего» в Европе, коим стал бывший коммерческий директор Wooppay Роман Корниенко. Выпускник Мичиганского Университета по программе «Болашак», он является с ноября 2014 года управляющим партнером, членом совета директоров и директором по международному развитию бизнеса своего чудо-стартапа. Однако живет Роман в Лондоне (откуда до Нидерландов рукой подать), где работает с начала 2015 года директором по развитию бизнеса в компании Monitise Create, создающей мобильные приложения.
По возвращении из США в Казахстан он устроился... в ENRC (чего тут удивительного, не правда ли?), где проработал два с половиной года. За это время, согласно Linkedin (https://uk.linkedin.com/pub/roman-korniyenko/71/996/771), Роман курировал реализацию т.н. «программы трансформации» Arrow (по-английский «стрела») с общим бюджетом в 1,5 млрд долларов. Целью программы была оптимизация работы ENRC на всех уровнях с целью повышения эффективности через сокращение издержек. Однако, по словам инсайдеров, смысл состоял совсем в другом.
Интересный факт: среди менеджеров Arrow нашлись литовцы, с которыми Корниенко работал напрямую. Как известно, страны Прибалтики (особенно Литва и Латвия) имеют репутацию «прачечной Европы», поскольку активно участвуют в отмывании незаконно нажитого в странах бывшего СССР. Свою будущую жену Корниенко отыскал в Лондоне, но по паспорту она тоже гражданка Литвы (а может, еще и Великобритании), при этом еще и уроженка Караганды.
В социальных сетях Роман стремится не афишировать свой более чем роскошный стиль жизни, чего не скажешь о его невесте, которая публикует в Инстаграмм фото бриллиантов и одежды класса люкс (https://instagram.com/itisallaboutangel/).
Знакомство с «евразийцами» и привело Корниенко и сотоварищей к созданию Wooppay. Тут уж нарисовался Евразийский банк со своим предложением выпустить в обращение электронные деньги, и вдруг появились многомиллионные инвестиции. На своей страничке Linkedin Роман, кстати, откровенно признает (по-английски): «СНГ — это такая территория, где залогом успешной работы бизнеса является наличие тесных связей с ключевыми деловыми партнерами и политически влиятельными лицами». Что может быть очевидней, когда начинаешь сопоставлять детали".
Сейчас Корниенко работает еще и на Monitise Create, которая (сюрприз!) подписала в середине 2014 года контракт с Евразийским банком на создание системы мобильного банкинга. Собственно говоря, благодаря этому контракту он и оказался в Лондоне. В обмен на щедрое вознаграждение (в дополнение к тому, что ему приносит Wooppay) он выискивает партнеров для английской фирмы на пространствах СНГ.
Вряд ли вся эта информация хоть сколько-нибудь заинтересует казахстанские правоохранительные ограны, которые, во-первых, не пойдут в открытую против интересов «евразийцев», а во-вторых, пока слишком плохо разбираются в электронной коммерции, чтобы собрать все факты воедино. Однако предметный интерес может проявить Британское бюро по борьбе с финансовыми махинациями (Serious Fraud Office, SFO), которое с 2013 года безуспешно пытается вывести на чистую воду собственников ENRC.
По сообщениям британской прессы, расследование продолжается, но у SFO так и не появилось за 3 целых года серьезных зацепок: многие связанные с ENRC лица либо уже покинули Великобританию, либо и вовсе ушли в мир иной. Быть может, теперь все изменится.
С уважением, Ваш преданный читатель Андрей Правдин".
ИА "Республика", 30.10.2015