Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor в одной из своих последних публикаций выразила мнение
Что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не приехал на саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Ереване в октябре, а белорусский лидер Александр Лукашенко отказался от участия в саммите, который прошел в декабре минувшего года в Санкт-Петербурге, из-за несогласия с возможным назначением на пост нового генсека организации представителя Армении.
Напомним, что информация о назначении на пост генерального секретаря ОДКБ после Николая Бордюжи (занимавшего данную должность с 2003 года) представителя Армении появилась в сентябре 2016 года. Тогда было сказано, что данное решение принято согласно очередности и ротации. В качестве кандидата на пост нового генсека называли Сейрана Оганяна, который тогда занимал пост министра обороны Армении.
Представитель Армении должен был занять пост генсека ОДКБ в соответствии с ротацией еще в сентябре 2015 года, когда Армения взяла на себя председательство в ОДКБ, но в итоге на заседании Совета ОДКБ было принято решение, что срок пребывания на посту Бордюжи будет продлен на один год.
14 октября в Ереване на саммите ОДКБ должны были выбрать нового генсека, но этого не произошло. Тогда Бордюжа сослался на, что избрание нового генсека должно происходить в присутствии всех глав государств-участников организации. Избрание перенесли на декабрь. Но в декабре генсек снова не был избран.
После очередного инцидента между ВС Азербайджана и Армении 29 декабря 2016 года уходящий с поста генсека ОДКБ Николай Бордюжа, комментируя случившееся, заявил следующее: «Рассматриваем эти действия на территории государства-члена ОДКБ как провокационные, особенно на фоне достаточно тяжелого инцидента в Нагорно-Карабахской Республике с применением тяжелого вооружения и бронетехники в апреле сего года» (цитата дословно). Заявление вызвало протест в Азербайджане, поскольку Бордюжа, как утверждается, фактически признал сепаратистский режим в Нагорном Карабахе. Организация Договора о коллективной безопасности в своем комментарии к заявлению Бордюжи призвала не придавать значения выражению «Нагорно-Карабахская Республика», которое допустил генсек.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на заседании Кабинета министров, заявил, что «лица, руководившие до сих пор Организацией Договора о коллективной безопасности, просто допустили большую политическую ошибку, высказав проармянскую позицию и неприемлемые мысли».
1 января 2017 года Бордюжа покинул пост генсека ОДКБ, а исполнение обязанностей генсека организации было возложено на заместителя Бордюжи Валерия Семерикова.
Эксперты рассказали «Москва-Баку» могло ли отсутствие на саммитах ОДКБ президентов Казахстана и Белоруссии быть связано с несогласием с возможным назначением на пост генсека ОДКБ представителя Армении, а также, как они оценивают заявление Бордюжи.
Эксперт Общественного фонда «Центрально-азиатский институт развития» Дмитрий Верхотуров считает, что вопрос назначения на пост генсека ОДКБ представителя Армении мог стать одним из факторов, почему президенты Казахстана и Белоруссии приняли решение не участвовать в октябрьском и декабрьском саммитах ОДКБ.
«Проблема возможного назначения армянского представителя на пост генсека ОДКБ сегодня присутствует. Думаю, что фактор возможной армянской кандидатуры тоже сыграл свою роль в решении президентов Казахстана и Белоруссии не посещать саммиты. И Назарбаева, и Лукашенко можно понять. Казахстану соглашаться на любую армянскую кандидатуру – значит сильно подпортить отношения с Азербайджаном и подвергнуть риску всю свою политику на Каспии, а политика на Каспии для Казахстана – это нефть, от которой республика сильно зависит».
По мнению Верхотурова, если у Астаны начнутся проблемы в этой сфере, то они спровоцируют проблемы по всем направлениям.
«Для Казахстана вопрос, кто будет новым генсеком и как это отразится на политике Астаны на Каспии - очень чувствительный вопрос и этот момент нужно учитывать», - говорит Верхотуров.
«Лукашенко тоже не хочет лишних конфликтов, потому что и так «сидит на сковородке» - его со всех сторон прижимают».
Как объясняет Верхотуров, кандидатура экс-министра обороны Армении Сейрана Оганяна, о возможном назначении которого на пост генсека ОДКБ стали говорить еще в сентябре 2016 года, сразу вызвала неоднозначную реакцию среди членов ОДКБ.
«При ближайшем рассмотрении стало понятно, что назначить Оганяна с его биографией, согласно которой он участвовал в карабахских событиях, – значит бросить тень на всю ОДКБ. Если бы его назначили, возникло бы много вопросов с такой биографией. Поэтому от его кандидатуры отказались. Кстати, после снятия Оганяна с поста министра обороны Армении, его биография с официального сайта министерства исчезла. Думаю, что это тоже неспроста, поскольку в ней подробно отражалась вся его деятельность в Карабахе».
По мнению эксперта, сегодня в ОДКБ рассматривают вопрос назначения более приемлемого, нейтрального кандидата на пост генсека организации.
Комментируя скандальное высказывание Бордюжи после декабрьского инцидента на границе Армении и Азербайджана, Дмитрий Верхотуров отметил, что оно, скорее всего, было неслучайным.
«Не думаю, что высказывание Бордюжи было случайным. Хотя официально ОДКБ никогда не брала под защиту Карабах, тем не менее, по всей видимости, большое влияние со стороны Армении на Бордюжу было, и он в определенной степени соглашался с армянской позицией по Нагорному Карабаху. Он не мог в рамках официального курса политики ОДКБ как-то помогать Армении в нагорно-карабахском урегулировании, но очевидно, что симпатии его были на стороне Еревана. Но официальной позицией это высказывание считать нельзя».
Верхотуров указывает на то, что новый генсек ОДКБ должен будет проводить определенную линию в вопросе нагорно-карабахского конфликта.
«Понятно, что члены ОДКБ, имеющие хорошие отношения с Азербайджаном, не готовы к тому, чтобы эта линия была полностью проармянской, поэтому идет подковерная борьба. Пока непонятно, к чему она приведет. По моему мнению, все-таки найдут именно кандидатуру от Армении, поскольку по порядку генсеком должен стать представитель именно этой страны, но очень компромиссную, которая будет устраивать и Россию, и остальных членов организации. Конфликтное решение этого вопроса может привести к серьезному расколу в организации с труднопредсказуемыми последствиями».
Что касается назначения временно исполняющим обязанности генсека ОДКБ заместителя Бордюжи Валерия Семерикова, Верхотуров поясняет, что это переходная фигура.
«Бордюже пора было в отставку, поскольку на посту генсека ОДКБ он пробыл более 13 лет. Но при этом нельзя было оставить пост вакантным, нужно было назначить исполняющего обязанности, который не то, чтобы будет руководить, но выполнять определенные функции, связанные с общим управлением этой структурой, поскольку в рамках ОДКБ идут относительно регулярные военные учения, реализуются военно-технические программы. Фигура исполняющего обязанности абсолютно необходима, но политического значения она не несет. Когда выберут нового генсека, тогда мы и увидим, куда новый курс клонит».
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр также отмечает, что для Астаны проблема Нагорного Карабаха действительно важна, Назарбаеву важно сохранить положительные отношения с Азербайджаном.
«Для Астаны проблема Карабаха действительно важна, поскольку здесь фигурируют бизнес-интересы, которые связывают Азербайджан и Казахстан. Именно возражение Назарбаева скорее всего блокирует назначение нового генсека ОДКБ и может быть совсем заблокирует выбор армянского кандидата».
По мнению Фельгенгауэра, Москва бы могла повлиять на эту блокировку, но сегодня Астана для Москвы играет большое значение.
«Астана сегодня – это наиважнейшая часть внешнеполитической комбинации, которая интересует Кремль и президента Путина. Сейчас на площадке Астаны при посредничестве Москвы готовятся межсирийские переговоры. В Кремле прекрасно понимают, что в этих условиях давить на Назарбаева по назначению представителя Армении генсеком ОДКБ не выгодно, и этого она делать не будет, а скорее найдет какую-то другую «компенсацию» для Армении. Если Астанинский процесс зайдет в тупик, то тогда может быть и будет давление. Но не сейчас. России сейчас не до ОДКБ, ей важна Сирия, и огорчать Назарбаева она не хочет».
При этом Фельгенгауэр не считает, что неучастие Лукашенко в декабрьском саммите ОДКБ как-то связано с демаршем в отношении возможного кандидата от Армении.
«Не думаю, что Карабах для Лукашенко имеет принципиальное значение. У него сейчас своих проблем хватает с Москвой».
По словам политолога Сергея Маркова, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев категорически против назначения представителя Армении на пост генсека ОДКБ.
«Это вполне логично. Назарбаев представляет тюркский народ, выстраивает конструктивные позитивные отношения с Азербайджаном и поддерживает его позицию в нагорно-карабахском вопросе. Еще в мае 2014 года Назарбаев в день подписания договора о создании Евразийского экономического союза заявил, что Армения должна вступить в союз в рамках зафиксированных ООН границ, то есть без Нагорного Карабаха. И это в том числе позиция России».
Сергей Марков также не считает, что за отказом Лукашенко посетить декабрьский саммит ОДКБ в качестве одной из причин стоит возможное назначение армянского кандидата на пост генсека организации
moscow-baku.ru, 16.01.2016