Кто потерял и нашел место в новом списке партии власти
Анализ партийного списка НДП «Нур Отан» со всей самоочевидностью демонстрирует грустную истину, в которую до последнего момента не хотели верить самые отчаянные оптимисты. Даже из того марионеточного мажилиса, коим являлся вновь распущенный состав депутатов, умудрились вычеркнуть наиболее «пристойных» представителей. Тех, кто позволял себе хоть иногда возражать.
Оригиналам тут не место
Так уж случилось, что в последнем мажилисе наиболее яркими «народными избранниками» были не те, кого
когда-то причисляли к оппозиционерам или просто совестливым людям, способным высказать правду о власти и ее недостатках прямо в лицо гостям из правительства или администрации президента. Последний состав все больше напоминал странную химеру, а его главные «звезды» из-за жесткого контроля над гласностью вынуждены были постоянно скатываться к некоему фарсу. Но даже такие «живчики» пришлись не ко двору Акорды.
В этой связи особо показательна судьба выключенных из заветного списка таких персон, как Бахыт Сыздыкова, Владимир Нехорошев, Бекболат Тлеухан, Ирак Елекеев. Люди совершенно безобидные для действующей власти, но, видимо, неприятные для нее своей безбашенностью. Первая была слишком голосиста, тем более замужем за иностранцем из Европы. Второй, обронивший после своей исторической речи о «нурсиянах», что неважно, мол, каким местом ты войдешь в анналы истории, главное — войти, был чрезвычайно неудержим в восхвалениях лидера нации. Третий, запрещавший казашкам вступать в интимные связи с представителями других национальностей, был чересчур идейным, чтобы нравиться безыдейной власти. Ну, а последний после нескольких более или менее вменяемых запросов стал любимцем СМИ, что недопустимо в нашей закрытой гражданскому обществу внутренней политической системе.
Старый конь борозды не портит
И кто же остался в славном списке «Нур Отана»? О большинстве бывших и скорее будущих парламентариях с удивлением узнаешь, что они вообще когда-либо занимали место «народных избранников». Столь незаметными они были на всем протяжении своей работы. А зачем напрягаться, когда в современном казахстанском парламенте надо придерживаться непреложных правил: не писать законы, ибо за тебя это сделает правительство, и не выступать по злободневным проблемам в частности, не выступать никогда и ни по какому поводу — в целом.
Посему счастливчиков можно классифицировать по следующим признакам.
В отличие от Владимира Нехорошева, гротескно подходившего к вопросу воспевания Акорды, в мажилисе и без него хватало умельцев безапелляционно указать на достоинства власти. Например, Валерий Котович всегда умел хлестко обнажить всевозможные плюсы официальной политики Астаны. Если надо, то посыпать
голову пеплом и попросить президента о роспуске. К тому же, как и Мухтар Тиникеев, он является последовательным «антизападником» и «антиамериканистом», что для Акорды важно в свете ее откровенной прокремлевской позиции.
Еще один собрат Виктор Рогалев отличается учтивым отношением, когда дело касается положительных качеств власти. К тому же у него есть своя ходовая тема или планка, за которую он не запрыгивает — ужасающее положение отечественного мараловодства. У Тиникеева это регрессники, у Котовича — коммунальное хозяйство Степногорска. Хотя «глобальность» этих проблем, как известно, следует разрешать на уровне маслихатов. Любопытно, что попали «в цвет» такие символы нуротановских принципов, как Танирберген Бердонгаров и Ромин Мадинов. А ведь до самого последнего момента на кофейной гуще гадали, выстоят ли эти бойцы под напором негативных материалов в СМИ. Как, впрочем, наверное, гадали и они сами: пустят ли их в новый мажилис? Иначе как объяснить промедление, с каким только сейчас они начинают судебную тяжбу с неугодными СМИ и журналистами. Но, видно, наверху порешили, что эти партийцы опасны только для Балгина и газетного проекта «ДАТ».
Символично и то, что в президиуме съезда сидели, а затем вошли в партийный список как Нурлан Нигматулин, так и Нуртай Сабильянов. Ведь их опыт по борьбе с «клеветниками», недовольными работой брата Нигматулина — Ерлана Зайруллаевича или депутата Сабильянова, тоже может быть очень ценен. Во всяком случае, вектор очень правильный: нельзя давать спуску поджигателям общественного мнения в регионах. Тем более что самый справедливый казахстанский суд всегда готов подтвердить чистоту ума и души этих фаворитов «Нур Отана».
Несколько удивил ренессанс Дариги Назарбаевой, доказавшей лидеру нации свою политическую
благонадежность и потому возвращенной в лоно политсемьи. Хотя многие скандалы, оставленные на ее плечи бывшим супругом Рахатом Алиевым, Дарига Нурсултановна так и не развела. И пока не извинилась по нравственным законам общества перед родными принесенных в жертву людей ее мужем, которого она всячески поддерживала. К тому же в список вновь включена ее боевая подруга по партии «Асар» Дарья Клебанова, с которой ей будет не так одиноко, и они смогут создать в парламенте какую-нибудь ячейку. В Астане вообще полагают, что Даригу Нурсултановну снова решили «подбросить» за ее грустные глаза. Ведь когда-то она восхищалась женщинами-политиками Розой Отунбаевой и Юлией Тимошенко, намекая на то, что и она не лыком шита. Но с тех пор старшая дочь президента сильно остепенилась, потеряла в осанистости, и если появлялась где то, то обязательно с грустными глазами. Пожалуй, это и было по достоинству оценено высшим политическим руководством.
Впрочем, умеренная крамола в мажилисе всегда допускается. Главное, чтобы она была не публичной, а кулуарной. Потому кажется, что тонкий мастер политического юмора Алтай Тлеубердин тоже нашел свое место под сенью партийного списка.
Ноу-хау по-нуротановски
Забавно то, что никто в Астане не рассматривает всерьез устаревшую технологию, навеянную российскими аналогами 90-х, когда в списки забронзовевших партий включали всяких артистов, спортсменов, фокусников и прочих узнаваемых «звезд». Увы, в наших суровых реалиях об этом лишь говорят «на период избирательной кампании». Потом, скорее всего, эти персонажи, нелепо смотрящиеся в мажилисе, подвинутся, освободив место тяжелой бюрократической артиллерии. И никто не вспомнит об этом досадном недоразумении. Как сейчас мало кто вспоминает о том, что многие предыдущие «народные избранники» уже давно сидят в правительственных креслах или в тюрьме по обвинению в коррупции. А партийный список «Нур Отана» варьируется в зависимости от прихоти власти трудоустроить очередного безработного чиновника.
Посему интерес, прежде всего, представляют более незаметные фигуры, способные весьма адаптивно влиться в существующую систему парламентских ценностей.
Так, небезынтересно, что в мажилис рвутся топ-менеджеры нацкомпаний, в частности самой крутой из них — «Самрук-Казыны». Еще недавно глава фонда недвижимости в структуре этого ФНБ Асхат Акчурин, буквально на днях ставший вице-президентом АО НК «Казахтан Темир Жолы», одновременно с новым назначением не прочь посидеть и в мажилисе. Хотя, возможно, за него решает не он сам. Бывший вице-министр экономики, а ныне зампред ФНБ «Самрук-Казына» Куандык Бишимбаев, который сейчас всюду замещает Тимура Кулибаева, похоже, делегирует в мажилис своего отца, ректора Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова Валихана Бишимбаева.
Снятый на минувшей неделе со своих должностей командующий Республиканской гвардией Абай Тасбулатов и зампредседателя КНБ РК Жанат Джарасов тоже внезапно обрели новое дыхание, причем уже через день-два после отставки, будучи включенными в партийный список НДП. Кстати, о последнем ходили разные мнения: кто-то предполагал, что Жаната Абдуллаевича сняли за неудовлетворительную работу по противодействию терроризму, ибо он заведовал в КНБ именно этими функциями, кто-то говорил, что человек преклонного возраста и просто достойно ушел на пенсию. Хотя, конечно, одно другому не мешает, и теперь не исключено, что мы увидим его в мажилисе и, возможно, даже главой соответствующего комитета по обороне и безопасности.
Как известно, в нижнюю палату парламента от партии власти также грозится попасть целый ряд районных и областных акимов. Таким образом, необходимый баланс сил будет учтен и принят во внимание: никто не пострадает принципиально, даже «южане», которые в будущем созыве лишаются одного из своих выдающихся генералов Сата Токпакбаева.
В общем, как ни крути, однако у каждой кандидатуры, вошедшей или вышедшей из партийного списка НДП «Нур Отан», имеется глубокий политический подтекст и свое индивидуальное предназначение.
Валерий Сурганов
Gulgan.org