Фильм про президента длиною в жизнь получит шестую часть. Но гораздо интереснее, что будет дальше, поскольку новейшую историю заретушировать не так просто, а поводов для эпической саги всё меньше.
Всё ближе рвутся снаряды, всё отчетливее приходят на память факты новейшей истории, всё больше расширяется круг свидетелей. Всё резче воспринимается очередная серия киноэпопеи «Путь лидера». Резкость увеличивается, когда узнаёшь, что создателем очередной, шестой по счёту, серии будет другой режиссёр – Акан Сатаев. Из информленты можно узнать и о том, что главный сюжет новой истории – перенос столицы из Алматы в Акмолу.
С одной стороны, это сравнительно небольшой по хронологическим рамкам сюжет для наполнения целой серии, но с другой – данный период в истории становления государственной власти РК является одним из столпов в идеологии «первопрезидентства». Поэтому необходимо тщательно отразить факты того времени. Конечно, кое-что будет проигнорировано, а другое тщательно заретушировано, поэтому сейчас, на этапе создания сценария, можно задать авторам определенное направление.
Например, в сторону бессмертного творения Макиавелли «Государь», в котором средневековый политолог предлагает правителю перенести столицу в потенциально сепаратистский регион: так можно отвлечь от проблем народные массы. Другим хорошим направлением по сценарию можно предложить описание судьбы двух молодых людей, которые встретились в старых и холодных общежитиях молодой и перспективной Астаны. Причём национальность, место рождения, специализацию и пол можно не указывать – народ-то у нас единый.
Как расскажут про ДВК и РНПК? Кто будет играть роли Рахата Алиева, Мухтара Аблязова и Алтынбека Сарсенбаева?
Коротко говоря, простора для творчества достаточно. А если объявить республиканский конкурс на заданную тему, то создателям картины останется только перенаправлять сценарии наверх – в профильное министерство или куда повыше. Вот только лично автору этих строк интересен не шестой фильм, а седьмой и далее по списку. Как расскажут про ДВК и РНПК? Кто будет играть роли Рахата Алиева, Мухтара Аблязова и Алтынбека Сарсенбаева? Здесь предложений по сценарию будет ещё больше, да и противоречий между ними будет на порядок выше. Ведь потом могут последовать серии о времени Шанырака и Жанаозена, о которых трудно будет «забыть» авторам сценария, как, скажем, о том же «Казахгейте».
Сообщение о том, что новую серию «Пути» будет снимать Акан Сатаев, подразумевает то, что прежнего режиссера-постановщика Рустема Абдрашева отодвинули от роли создателя очередного нур-шедевра. Кстати, если абстрагироваться и забыть о сюжете киноэпопеи, то до настоящего времени они были слеплены вполне профессионально. А если кто не знал, то именитые живописцы прошлого тоже писали портреты императоров и даже его вельмож, но при этом не подвергались общественно-революционному порицанию сограждан.
Зрители изначально поставили фильму семь баллов из пяти возможных.
Говорят, главный герой эпического сериала был недоволен «сложившимися звёздами». Резкая смена одного гения другим, безусловно, скажется на самой «картинке», но пока непонятно, в какую сторону. Впрочем, это не так важно – большинство зрителей идут на просмотр с другими чувствами: они изначально поставили фильму семь баллов из пяти возможных.
Между тем кинопроект «Путь лидера» продолжает оказывать идеологическое воздействие на массы. Здесь можно встретить всё – и восторженные отклики «кинокритиков», и признания в тайных слезах в кинозале, и критика со стороны «назарбаевофобов». Особо стоит отметить тех, кто не смотрел, но против. А вот большинство наших сограждан предпочитают быть просто зрителями. Не совсем безмолвными – ведь перед экраном телевизора или в кино можно шёпотом обменяться парой-тройкой крамольных мыслей, – но при этом только лишь зрителями. И это касается не только кино, но и нашей повседневной жизни.
Мы хотим, чтобы супермен, прилетевший из Парижа или спустившийся с гор Заилийского Алатау, одним взмахом волшебного меча перерубил заколдованные цепи несвободы.
Мы хотим, чтобы кто-то другой, лучше молодой и сильный, решил все наши проблемы. Чтобы супермен, прилетевший из Парижа или спустившийся с гор Заилийского Алатау, одним взмахом волшебного меча перерубил заколдованные цепи несвободы. За такое кино можно даже заплатить, немного поджав семейный бюджет. Но это что-то из жанра «фэнтези» – желаемой, но неосуществимой реальности. Но зато это продлевает жизнь не только «лидера», но и всех вольных и невольных зрителей. Ведь всем интересно, чем же всё это кончится, а главное – когда? И лишь немногие понимают, что у скрытых сценаристов наступил творческий кризис. Им нужно продлевать кино и на экране, и в жизни, но мыслей не хватает, а все информационные поводы тянут либо на криминальный боевик, либо на комедию положений – но никак не на эпическую сагу.
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ
Радио Азаттык, 11.05.2017