Осужденному журналисту отказали в свидании с больной матерью
Журналисту Рамазану Есергепову, отбывающему наказание в одной из колоний общего режима Жамбылской области, отказали в просьбе о краткосрочном выезде за пределы учреждения в связи с тяжелой болезнью матери. Руководство областного УИС заявило, что подобные отпуска осужденным не предоставляются. Однако закон этого не запрещает, и есть мнение, что Есергепова не пускают совершенно по другим причинам.
Напомним, 5 сентября главный редактор газеты «Алма-Ата ИНФО» Рамазан Есергепов написал заявление с просьбой предоставить ему краткосрочный отпуск; за два дня до этого у его матери Кульзиры Есергеповой случился инсульт, и сейчас она находится в одной из больниц Алматы в тяжелом состоянии. Но это не послужило поводом для удовлетворения просьбы осужденного журналиста. По словам замначальника департамента уголовно-исполнительной системы по Жамбылской области Амируллы Оралбаева, «осужденным, отбывающим наказание в закрытых учреждениях, подобных отпусков не предоставляется» — мол, «отпуск возможно предоставить в том случае, если осужденный находится в колонии-поселении».
Однако Уголовно-исправительный кодекс РК предусматривает такую возможность: заключенный имеет право на выезд за пределы исправительного учреждения, о чем сказано в статье 90 УИК РК, где мы не нашли пунктов, мешающих в удовлетворении просьбы Есергепова (он не осужден за убийство, не болен наркоманией или алкоголизмом, не страдает психическими заболеваниями).
— Все дело в желании или нежелании хозяина зоны, — прокомментировал нам отказ Есергепову один из специалистов по данному вопросу. Действительно, в пункте 5 упомянутой статьи говорится: «Разрешение на краткосрочный выезд дается начальником исправительного учреждения с учетом личности и поведения осужденного». А личность основателя и главного редактора газеты «Алма-Ата ИНФО» такова, что его могут не выпускать просто принципиально, так же как «принципиально» ему отказывали в условно-досрочном освобождении (всего 5 раз с одинаковой формулировкой — «не встал на путь исправления»), а до этого так же посадили.
Здесь следует напомнить, что Рамазан Есергепов был арестован 6 января 2009 года органами Комитета нацбезопасности. Причиной заведения на него уголовного дела, ареста и последующего приговора (суд проходил в Таразе в закрытом режиме) стала статья «Кто управляет страной — президент или КНБ?», в которой он привел пару писем с грифом «секретно». По сути, это была переписка между ДКНБ по Жамбылской области и тогдашним руководством КНБ в Астане с просьбой предотвратить встречу президента Назарбаева с предпринимателем Махмадовым, тоже осужденным вместе с Есергеповым.
Закрытость проходившего летом 2009 года процесса наталкивает на мысль, что органы нацбезопасности всерьез опасались обнародования некоторых фактов, которые были озвучены в ходе судебных слушаний. И речь идет не о государственной тайне или служебных секретах, а о методах работы чекистов. Именно поэтому все свидания Есергепова с родственниками и близкими проходили под бдительным оком надзирателей, а его самого не выпускают по УДО.
Кроме этого, есть версия, что Р. Есергепов может кое-что рассказать о событиях в учреждении УЖД 158/2 г. Тараза (в простонародье «двойка») 26 августа т.г.
Тогда, напомним, в этой колонии произошло массовое побоище. По словам Раушан Есергеповой со ссылкой на рассказ супруга, Рамазана вывели из санчасти и в течение семи часов его, сердечника, вместе со всеми продержали на солнцепеке, посадили всех на корточки и избивали палками. Под «раздачу» попали и родственники осужденных, прибывшие к стенам зоны, когда узнали о происшествии — против них применили силу. По официальной версии, позже гражданских лиц привлекли к административной ответственности: шестерых из них оштрафовали, а еще несколько десятков человек посадили на 15 суток «за неимением денег». При этом глава КУИС Султан Кусетов заявил, что волнения были спровоцированы обысками, в ходе которых сотрудники КУИС обнаружили несколько тонн запрещенных предметов — мол, чтобы вывезти их из колонии, понадобилось 4 грузовика. Об этом случае даже Нурсултан Назарбаев недавно упомянул.
Таким образом, многим (а конкретно, местным чекистам) очень не хочется, чтобы Рамазан Есергепов вышел на свободу, где мог бы, по их мнению, поделиться с коллегами интересными фактами. При этом сотрудников КНБ совершенно не волнует состояние его матери: то, что это может быть последней их встречей (после ареста сына Кульзира-апай перенесла несколько инсультов), а также то, что за Есергепова готовы ручаться многие его коллеги, да и сам журналист мог дать слово молчать — не до сенсаций ведь. По всей видимости, не верят они и сотрудникам колонии, которые могли бы сопровождать осужденного во время всего отпуска (это оговорено законом) и следить, чтобы он «не проболтался».
Более того, по некоторой информации, Р. Есергепов «может забыть» о предстоящей амнистии по все той же причине — он должен сидеть «от звонка до звонка». Есть мнение, что определенные силы в Астане желали бы, чтобы главный редактор «Алма-Ата ИНФО» не вышел и после 6 января 2011 года (исполняется три года после ареста), и ради этого они готовы пойти на все. Вполне возможно, что и события 26 августа могли быть спровоцированы с целью сделать Есергепова одним из организаторов массового неподчинения сотрудникам колонии, вследствие чего «продолжить пребывание в ней».
Guljan.org