В мировой прессе на этой неделе обсуждают счастливое завершение истории Сайрагуль Сауытбай, возможное участие Казахстана в Евровидении и интимные вопросы.
ЭХО ДЕЛА САЙРАГУЛЬ
Мировые СМИ на прошедшей неделе активно комментировали освобождение Сайрагуль Сауытбай, этнической казашки и гражданки Китая, чей процесс в последние несколько недель находился в центре внимания общественности как в Казахстане, так и за рубежом. 41-летняя Сауытбай была признана виновной в незаконном пересечении границы, но, согласно постановлению суда, не будет выдана Китаю, как того требовали власти этой страны. Сайрагуль была приговорена к шести месяцам условно и освобождена в зале суда.
Как пишет британская Guardian, «Казахстан ранее уже депортировал этнических уйгуров назад в Синьцзян, где Китай ведет крайне жесткую кампанию против экстремизма и сепаратистских движений». Дело Сайрагуль «поставило казахстанские власти в неловкое положение. Они оказались зажаты между Китаем, одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана, и обществом, в котором растет возмущение в связи с выдворением этнических казахов в Синьцзян», – утверждает Guardian. Газета цитирует представителя правозащитной организации Human Rights Watch Маю Ванг, которая в связи с освобождением Сайрагуль заявила следующее:
– Это разбирательство продемонстрировало, что власти Казахстана способны противостоять Китаю. Мы надеемся, что и другие правительства найдут в себе мужество и поднимут вопрос расширяющихся репрессий в Синьцзяне.
Французская L’Express, освещая вердикт по делу Сауытбай, подробнее останавливается на теме так называемых «центров перевоспитания». Именно тот факт, что Сауытбай работала в одном из таких «лагерей», пишет издание, послужил причиной столь пристального внимания к ее делу. «Власти Китая отрицают существование "лагерей перевоспитания", несмотря на распространение официальных документов и растущее количество свидетельств очевидцев», – пишет газета и приводит фрагмент допроса самой Сауытбай на суде, в ходе которого она заявляла, что в «лагере», где работала она, содержится почти 2500 этнических казахов.
Мы надеемся, что и другие правительства найдут мужество и поднимут вопрос расширяющихся репрессий в Синьцзяне.
Wall Street Journal в статье, посвященной делу Сауытбай, приводит слова судьи со ссылкой на Азаттык о том, что условное наказание назначается ввиду «особых обстоятельств». Издание называет вердикт по делу Сайрагуль Сауытбай «редким признаком официальной обеспокоенности положением мусульман, принадлежащих к нации, которая является важной составляющей многомиллиардной транспортной инициативы «Один пояс – один путь», ссылаясь на масштабный проект Пекина, включающий Казахстан. Также, как пишет Wall Street Journal, процесс над Сайрагуль проходил на фоне «усиливающейся открытой критики, звучащей из Соединенных Штатов в связи с преследованиями мусульман в Синьцзяне». На прошлой неделе, напоминает журнал, государственный департамент США выступил с официальным заявлением, в котором выразил озабоченность задержанием «сотен тысяч, а возможно, и миллионов» мусульман в центрах «политического перевоспитания».
Решение суда в деле Сайрагуль Сауытбай со ссылкой на материалы Азаттыка также освещали издание Hong Kong Free Press и Yahoo News.
БУДЕТ ЛИ КАЗАХСТАН ПРЕДСТАВЛЕН НА ЕВРОВИДЕНИИ?
ESCXTRA, онлайн-ресурс, освещающий события, связанные с международным песенным конкурсом Евровидение, посвятил два материала обсуждению возможности включения Казахстана в состав участников конкурса. Накануне стало известно, что представитель Казахстана впервые примет участие в детском Евровидении, которое пройдет в этом году в Минске. «Открывает ли это перспективы для будущего участия Казахстана и в основном музыкальном состязании?» – задается вопросом ESCXTRA. «Нужно ли стимулировать подобное расширение географических границ? В итоге Евровидение подразумевает "евро", "евро" подразумевает Европу… не так ли?» – пишет издание. Одновременно EXCXTRA напоминает, что к участию в конкурсе были однажды допущены Израиль в 1973 году, Марокко – в 1980, в 2005 году предполагалось участие Ливана, а в 2015 году в конкурсе впервые выступила Австралия. Согласно проведенному опросу среди фанатов, 75 процентов из них поддержали членство Казахстана.
В другом материале издание дает ответ на собственный вопрос, цитируя официальное заявление Европейского вещательного союза (EBU). В нем орган, курирующий организацию Евровидения, дал разъяснения относительно причин, по которым Казахстан был допущен к участию в детском конкурсе. Согласно EBU, организационный комитет может по собственному усмотрению приглашать ассоциированные страны, не являющиеся полноправными членами EBU, как это было в случае с Казахстаном. Схожим образом к участию во взрослом конкурсе в 2015 году была допущена Австралия. Тем не менее, как пишет EXCXTRA со ссылкой на EBU, новых подобных изменений в составе участников Евровидения в ближайшее время не планируется. Как заключает издание, по всей видимости, у организации «нет планов приглашать Казахстан в 2019 году».
О НЕСТЫДНОМ
Ресурс Global Voices предоставляет слово Карлыгаш Кабатовой, создательнице недавно запущенного в Казахстане сайта UyatEmes.kz, цель которого – половое воспитание молодежи. В своем эссе она разъясняет мотивы, которые подвигли ее на подобную инициативу: опыт близких ей людей, культурные особенности казахстанского, и в частности казахского, общества, вращающиеся вокруг понятия «уят», табуирующего темы, связанные с сексом. В таких условиях, считает Карлыгаш, только анонимная онлайн-платформа способна стать площадкой, на которой казахстанские подростки могут задавать интересующие их вопросы, в том числе очень личные, о репродуктивном и сексуальном здоровье и получать достоверную информацию.
Радио Азаттык, Август 04, 2018