Печальным был ушедший 2011-й. Во всяком случае, для меня. Знаю огромное количество людей, разделяющих это ощущение. Но жизнь продолжается. А итоги подводить надо.
Ровно год назад я писал в «ЕЖе» «неюбилейные» заметки про продолжавшийся в 2010-м распад СНГ. Тогда до юбилея оставался год, теперь и он позади, в прошлом декабре Содружеству исполнилось 20 лет. Почти треть моей жизни. Вроде не много, гораздо большая часть осталась там, в СССР.
А с другой стороны, как посмотреть. Взять, к примеру, Ольгу Боровкову, мирового судью, что засудила Сергея Удальцова. Всего 27 лет девушке, а стала уже символом нашей Родины. В том памятном 91-м, когда на обломках Союза возникало СНГ, девочка Оля пошла в 1-й класс, и вот как выросла, однако... Согласитесь, чем не символ славного 20-летия? Неужто, правда, такой был «сор» в 91-м, что выросли из него подобные «цветочки»...
Так или иначе, но торжества из юбилея СНГ не вышло. Праздник собирались отмечать в Москве 20 декабря, ждали всех президентов постсоветских государств. Фанфары не играли и чепчики вверх не бросали. Не до этого было. Настроение оказалось непраздничным. За несколько дней до этого случилось кровопролитие в Казахстане. На западе страны, в Жанаозене (в советские времена город назывался Новый Узень) ОМОН открыл огонь по толпе митингующих забастовщиков, по официальным данным, погибло 17 человек. Мифология казахстанской стабильности и благополучия, обеспеченной благодаря «мудрости и прозорливости» елбасы (национального лидера) Нурсултана Назарбаева, пропиталась кровью.
Это стало шоком. Рухнула еще одна иллюзия, тщательно лелеемая штатными пропагандистами Астаны и СНГ.
А за пару недель до этого начала рваться «живая нитка» управляемой демократии в России. Помните, как Путин объяснял в недавнем интервью трем федеральным телеканалам, почему власть нельзя отдавать: потому что все на живую нитку выстроено, если что, мол, сами понимаете... Вот оно 4 декабря и случилось, не выдержала «ниточка» обмана и фальсификаций, антипутинскими митингами вспучилась Россия.
На таком фоне не до здравиц в честь юбилея. Саммиты СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС выглядели дежурными мероприятиями. Отвечать на вопросы журналистов приехавшие в Москву президенты отказались. Отделались протокольными заявлениями. Самым мажорными выглядели слова президента Медведева: хорошо, что мы тут сидим за одним столом, разговариваем, все можем обсудить...
Самым заметным достижением саммита ОДКБ, шестерки стран (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), объединенных вокруг России в военно-политическую структуру, стала договоренность не позволять какой-либо из них размещать на своей территории военные базы третьих стран без согласия каждого из партнеров. Это значило, что если, к примеру, Узбекистан разрешит предоставить США право тренировать своих коммандос где-нибудь в Карши, то Ислам Каримов должен будет получить на это согласие батьки Лукашенко. Смешно, правда? Особенно, если знать, как относятся друг к другу эти замечательные люди. При этом в Кремле с серьезным видом объясняют, что достигнутые договоренности служат консолидации ОДКБ. Все как всегда — дружим против Америки, и в этом наше единство. Одним словом, не позволим врагам поджечь нашу хату. Извне, разумеется. Обеспечим «коллективную безопасность».
А внутри сами справимся. Как в Жанаозене, к примеру. Или в узбекском Андижане в 2005-м. Или на юге Киргизии в июне 2010-го. Или в Белоруссии в декабре того же 2010-го.
Если не считать киргизской трагедии, везде защищались правящие режимы. И отнюдь не от внешних врагов, а от собственного народа.
Фактически вся Организация Договора о коллективной безопасности состоит из таких стран-режимов. Характерно при этом, что сами они стараются не допустить возможности, чтобы ОДКБ защищала их в случае внутриполитического форс-мажора: а вдруг не на той стороне окажутся союзнички.
Такие вот итоги 10 лет спустя после создания ОДКБ.
Не радовали Москву в прошлом году и достижения в двухсторонних отношениях с бывшими соседями по Союзу.
Во врагах по-прежнему Грузия, точнее, ее президент.
Некрасивый торг вокруг дела российского летчика, приговоренного в Таджикистане к большому тюремному сроку. История, чуть не приведшая к полномасштабной антитаджикской истерии в России, подобной той, что развязана была против грузин в 2006-м.
Отказ Москвы вступиться за права российских соотечественников в Туркмении, которые станут невыездными из этой благословенной «туркменабашами» страны, если не откажутся от российского гражданства.
Унижение, испытанное российскими начальниками от своего украинского почти единомышленника Виктора Януковича, засадившего на 7 лет в тюрьму за газовый контракт с Россией Юлию Тимошенко.
Провал российского ставленника на президентских выборах в Южной Осетии и любезного Москве кандидата на выборах в Абхазии.
Правда, были и небольшие радости. Прокатили, наконец, в Приднестровье на президентских выборах ветерана безнадежного сепаратизма, престарелого Игоря Смирнова. Ну, правда, достал он всех в Москве...
Договорились полюбовно с батькой, он отдал Газпрому свой «Белтрансгаз» и получил газовую передышку в газовой войне с Россией. За это Александра Григорьевича перестали тиранить по российским «ящикам» и упрекать его за наезды на оппозицию, таинственные исчезновения бывших соратников и прочую «мокруху». Действительно, «сукин сын», но свой же.
И, конечно же, главное: заработал Таможенный союз, «на троих» — Россию, Казахстан и Белоруссию. А еще зачат Евразийский экономический союз в том же составе. Удалось даже уломать Нурсултана Назарбаева отступиться от своего условия сделать столицей ЕЭС свою Астану. Дело происходило осенью, когда Путин провозгласил путь к евразийству (что, кстати говоря, было откровенным покушением на авторские права Назарбаева) чуть ли не главным смыслом своего будущего президентства. Елбасы, уже переизбранный в прошлом году главой государства, проявил великодушие и не стал портить «свадьбу» младшему коллеге.
Кажется, случись это месяцем позже, когда Путину стало уже не до евразийских изысканий, Назарбаев так легко б не уступил. А впрочем, как выяснилось в том же декабре, и у него совсем иная головная боль сегодня.
Вертикали режимов в столпах СНГ пошатнулись. Постсоветье вступило в третье десятилетье.
ej.ru