Завершился визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ по Монголии и республикам Центральной Азии. Как передает японское информагентство Nikkei Asian Review, в поездке Абэ сопровождали представители 50 предприятий, торговых центров, банков и университетов. Как отмечает агентство, задачей делегации было укрепление здесь интересов Страны восходящего солнца. В прессе даже окрестили это турне "историческим", так как впервые японский премьер разом посещает все постсоветские страны в этом регионе.
Наиболее масштабные результаты достигнуты в Туркмении. Так, в Ашхабаде в ходе переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым с участием Синдзо Абэ подписаны контракты на 18 млрд долларов – сумма более чем внушительная. Глава японского кабинета министров назвал ашхабадские договоренности "большим бизнес-шансом" японских компаний, но не раскрыл всех деталей.
Однако очевидно, что Токио собирается вкладывать деньги в широкомасштабный проект строительства газопровода ТАПИ, идущий из Туркменистана через Афганистан и Пакистан в Индию. В Ашхабаде сегодня не скрывают, что придают ТАПИ первостепенное значение. Правда, из-за войны в Афганистане совершенно не ясно, как эта идея может быть воплощена на практике. Тем не менее, по-видимому, "игроки" настроены оптимистично и еще до окончания боевых действий стремятся укрепиться в этом гигантском проекте.
"Результаты работы японцев в Ашхабаде достаточно прозрачны – Токио включился в реализацию проекта ТАПИ. При этом Япония нанесла удар по интересам Китая, который рассчитывал на особенные, чуть ли не на монопольные позиции в разработке месторождения "Галкыныш", — заявил “Независимой Газете” эксперт по Средней Азии Кубат Рахимов.
В Ташкенте с президентом Исламом Каримовым был подписан пакет документов о реализации совместных инвестиционных проектов на сумму более $8,5 млрд, из которых $5 млрд предоставит Япония. Японские инвестиции будут вложены, в основном, в модернизацию энергетической и транспортной инфраструктуры, освоение и переработку минерально-сырьевых ресурсов, автомобилестроение, нефтегазовую и химическую промышленность, телекоммуникации.
Не менее насыщенная программа была у японского премьера в Казахстане. "Мы приветствуем вашу идею об укреплении сотрудничества со странами Центральной Азии. Япония — одна из крупнейших экономик в мире, наш сосед в Азии. В последнее время наши отношения активизировались, и в этом контексте мы готовы сотрудничать по всем направлениям. Основной пункт нашего взаимодействия — энергетика, особенно ядерная. Казахстан, являющийся одним из крупных производителей урана, мог бы выступить в качестве его поставщика для атомных электростанций", — заявил после переговоров президент Назарбаев. В свою очередь премьер-министр подтвердил готовность Японии к строительству в Казахстане первой атомной электростанции, а также в подготовке специалистов в сфере атомной энергетики.
Гораздо менее впечатляющими были итоги визита премьера в Таджикистан и Киргизию. Таджикистан получит от Японии безвозмездную помощь на $7,4 млн (сумма просто ничтожная!), которая будет направлена на развитие сельского хозяйства и инфраструктуры. В частности, Япония поможет Таджикистану бороться с нашествием саранчи и реализовать проект по восстановлению системы обеспечения пресной водой в районе Пяндж Хатлонской области Таджикистана.
Согласно подписанным документам, в Киргизии правительство Японии профинансирует модернизацию международного аэропорта "Манас" и выделит кредит в $107 млн на реконструкцию автодороги Ош-Баткен-Исфана.
Практически все эксперты как в самой Японии, так и в СНГ сходятся во мнении, что главная цель визита японского премьера в Среднюю Азию — ослабить экономическую экспансию Китая в этом регионе. И, судя по всему, эта точка зрения близка к истине.
Корресподенту "Росбалта" посчастливилось еще в 90-е годы поработать в Средней Азии совместно со знаменитым японским политологом и крупнейшим специалистом по этому региону Ютака Акино. Еще тогда Акино и его коллеги откровенно говорили о том, что Токио рассматривает Пекин как основного конкурента в Азии. Причем не нацеленная на широкую внешнюю экспансию Япония далеко не всегда стремится укрепиться в новых азиатских странах, а лишь пытается ослабить в них влияние Китая. Исходя из этой концепции, господин Акино считал чрезвычайно важными для Японии регионами российский Дальний Восток и Центральную Азию.
Увы, в 1998 работавший в миссии ООН в Таджикистане Ютака Акино был убит неизвестными в одном из горных районов. Однако ни "последний самурай", как называла Акино пресса на родине, ни его идеи, видимо, не забыты. "Во время своего визита в Таджикистан Синдзо Абэ возложил цветы к мемориальной доске в память погибших сотрудников ООН, среди которых был и Ютака Акино. Конечно, для премьер-министра это символический жест, но он служащит напоминанием, что Япония проявляла интерес к Средней Азии еще в 90-е годы прошлого столетия", — заявил "Росбалту" японский политолог Такеши Яса.
"С моей точки зрения, нынешний визит был совершен с подачи американцев, которые хотят руками японцев уменьшить влияние Китая в Средней Азии. Но это вряд ли получится даже в условиях возникших у Поднебесной экономических трудностей", — сказал, комментируя для "Росбалта" эту поездку, российский политолог Аждар Куртов.
Несмотря на впечатляющие результаты переговоров в Ашхабаде, эксперт скептически оценивает возможности Токио тягаться с Пекином в среднеазиатском регионе. "Япония не в состоянии конкурировать с Китаем в Центральной Азии. Участвовать в добыче углеводородов для нее затруднительно, поскольку трубопроводы ведут в Китай, а выхода к открытым морям страны ЦА не имеют. Есть интерес к добыче урана, но после аварии на АЭС Фукусима и это направление сотрудничества весьма проблематично. Сборка автомобилей и электроники также не в приоритете, поскольку для автомобилей рынок уже занят, к тому же он не слишком емкий. А в электронике, в силу низкой покупательной способности населения, японская продукция уступает китайской по ценовому фактору", — полагает Аждар Куртов.
Но еще раз отметим: как говорили корреспонденту "Росбалта" некоторые японские эксперты, Токио и не стремиться конкурировать с Китаем в продаже дешевой, но относительно низкокачественной продукции. Так что вполне возможно хитрые японцы вовсе и не стремятся к "захвату" Средней Азии, а лишь хотят, чтобы этой цели не смогла достичь и Поднебесная — их главный и, пожалуй, единственный серьезный конкурент в Азии.
Игорь Ротарь
Росбалт, 28/10/2015