В экспертном сообществе, которое занимается Афганистаном и международным терроризмом имя журналиста и писателя Виталия Волкова хорошо известно. Широкую известность В.Волкову принесла в том числе и публикация в 2013 году интернет версии его книги "Век смертника".
Не вдаваясь в весьма интересный сюжет книги, хотел бы привести в настоящей статье некоторые выдержки из предисловия, которое написал к книге "Век смертника" экс-премьер-министр Республики Казахстан А.Кажегельдин.
"Виталий Волков самим названием «Век смертника» посылает предупреждение читателям: жизненный век смертника недолог, но весь наш XXI век может стать «веком смертников». Люди, готовые на смерть ради торжества ложно понятой ими религиозной идеи, уже живут рядом с нами. И это - не чужаки или пришельцы, а наши земляки.
Гражданам стран Центральной Азии пришел черед со всей необходимостью понять и прочувствовать, что религиозный экстремизм с его стремлением террором добиться политической власти - это не заговор «их» против «нас». Это - жестокий и необузданный протест части НАС против несправедливости и противоречий НАШЕЙ жизни. Не изменив эту нашу жизнь, не обеспечив людям справедливости на земле, народы Центральной Азии рискуют оказаться заложниками тех, кто себе выбрал путь смертника.
Операции США и международных сил в Афганистане на несколько лет обеспечили правящим режимам в регионе защиту от проникновения вооруженных формирований из Афганистана. Вскоре эти войска будут выведены. Угроза смыкания фронта религиозных экстремистов внутри стран с отрядами закаленных боевиков становится реальностью. Противостоять этому альянсу не сможет никакая даже самая жестокая диктатура. Бронежилеты и автоматы в этих столкновениях не приносят безусловной победы. Того, кто не боится умереть, смертью не испугаешь. Он готов принести вместе с собой в жертву жизни невинных людей, своих же единоверцев.
Только широкое гражданское отторжение, неприятие экстремизма на уровне семьи, махали, государства и всего общества может остановить религиозных фанатиков. Для этого нужна не трескучая пропаганда, а широкий национальный консенсус по всем основным вопросам общественной жизни: о справедливости распределения благ, равном доступе к социальной лестнице, гарантиях правосудия и безопасности для всех. Достичь такого консенсуса можно, если реально вовлечь в общественную жизнь все политически активные группы населения: молодежь, интеллектуалов, духовенство, предпринимателей".
Осенью 2015 года в Кыргызской Республике состоятся очередные выборы в парламент страны. В рамках подготовки к этому мероприятию в республике активизировались все политические силы. Парламентские партии взвешивают свои шансы и, конечно, мечтают сохранить позиции. Для этого ведутся закулисные переговоры как внутри парламентских стен, так и за их пределами. Совершенно очевидно, что какие-то партии "выпадут из списка" и в Жогорку Кенеш страны не попадут. А остаться в парламенте очень хочется. А когда желание очень велико, то и возникает соблазн поступить против правил и совести. Одним из таких нарушений общих правил игры при избрании депутатов парламента эксперты нашего Института считают контакты политиков с авторитетами мусульманского духовенства разных уровней с целью использования религиозного фактора для увеличения числа своих избирателей.
На сегодня в Кыргызстане только партия Хизб ут Тахрир, согласно своим программным установкам, ставит задачу изменения в Кыргызстане государственного строя. Остальные представители радикальных течений ваххабиты, джихадисты и др. при том, что они также заявляют о необходимости строительства халифата, организационно не структурированы, у них нет программных документов, в которых были бы прописаны конкретные цели и задачи превратить Кыргызстан в чисто исламское государство. Однако это обстоятельство не умаляет опасности усиления процесса политизации религии, которая сегодня имеет место в первую очередь из-за действий политиков.
По словам известных духовных авторитетов Кыргызстана, весна 2015 года ознаменовалась многочисленными обращениями бывших и действующих депутатов с просьбами помочь склонить голоса верующих избирателей в пользу той или иной политической партии. Сегодня практически на каждой пятничной проповеди имамы громко озвучивают официальную точку зрения Духовного управления мусульман Кыргызстана, согласно которой в мечетях страны недопустима какая-либо агитационная работа в поддержку той или иной политической партии. Но значимость личной связи, землячества и силу денег никто не отменял. В этой связи и простые верующие и те, кто составляет т.н. мусульманское духовенство страны на самом деле оказываются втянутыми в политические процессы, связанные с выборами в парламент.
Говоря о главных угрозах безопасности страны, представляется целесообразным все-таки акцентировать внимание на религиозном факторе, в котором есть существенная составляющая необдуманного, корыстного участия политиков. Многочисленные факты выезда наших граждан в Сирию в первую очередь говорят о том, что большинство из них не имеет правильного представления о джихаде, в котором намерены участвовать, а самое главное - они где-то в глубине души все-таки приняли решение и морально готовы покинуть этот мир ради "торжества ложно понятой ими религиозной идеи". В этой связи все более актуальным становится вопрос об элементарной религиозной и светской грамотности подрастающего поколения. В Кыргызстане и во многих других государствах Содружества вот уже долгие годы идут дискуссии по поводу введения в обычных средних школах предметов по религии. Вопрос до сих пор не нашел своего оптимального решения, а подрастающее поколение получает первые знания о религии от активистов Хизб ут Тахрир или проповедников-дааватчиков. В то же время те, кто окончил религиозное учебное заведение в Кыргызстане или за его пределами, как правило, оказываются безграмотными во многих вопросах светского характера.
Сегодня в Кыргызстане даават - процесс призыва к исламу де-факто приобрел законный статус. В Духовном управлении мусульман Кыргызстана есть подразделение, которое курирует этот вопрос. Т.н. "выход на даават" сроком от трех дней до нескольких месяцев все больше становится популярным. При заметной активности призывающих к исламу и при том, что сами призывающие и те, кто оказался призванным в подавляющей своей массе имеют смутные представления о сути ислама, складывается весьма тревожная ситуация с высокой степенью ее непредсказуемости. Сетевая структура, которая выстраивается представителями даавата (призывающих к исламу) на самом деле сепарировала верующих. Произошел фактический раздел верующих на тех, кто занимается дааватом и тех, кто к ним не причастен. Первые в отличие обычных, рядовых верующих обладают иным чувством коллективизма. У них уже есть своя корпоративность. В отдельных мечетях имеют место факты взаимной неприязни между теми, кто занимается призывом и считает себя дааватчиком и теми, кто себя таковым не считает.
Подобное расслоение в самой среде верующих еще больше раскалывает общество, порождает взаимную нетерпимость не только между верующими и неверующими, но и внутри сообщества мусульман. В стране уже зарегистрированы факты противоправных действий верующих в отношении т.н. атеистов, которые отмечали День Валентина, Нооруз, другие светские праздники. Под предлогом соблюдения морали и нравственности некоторые молодые люди совершили самоуправные действия в отношении посетителей ночных клубов. При всем при этом нельзя не заметить то обстоятельство, что и обычные граждане, не причастные ни к какой вере, сегодня начинают выражать тихое недовольство поведением ярых правоверных. Поведение курящих или обнимающихся с молодыми людьми девушек в хиджабах только усиливает отторжение и неприятие всего того, что связано с верой. Низкий уровень религиозного и светского образования среднестатистического верующего способствует росту главной угрозы - усилению радикализации верующих, многие из которых для себя однозначно решили, что все действия им совершаемые - правильные. Именно это обстоятельство способствует повышению градуса кризисной ситуации, когда вчерашние друзья могут стать непримиримыми врагами. А поскольку малограмотный верующий крепко убежден в своей правоте, то он полагает не только возможным, но и неизбежным изменение образа жизни всего общества согласно его представлениям. В этой ситуации остается только подкинуть немного дров в огонь и наступление арабской весны или очередной цветной революции обеспечено.
А вот подвозом дров и их подкидыванием в огонь сегодня заняты наши заокеанские друзья. Назначение известного американского дипломата, автора различных социальных и цветных революций Р.Майлза в качестве Временного поверенного в делах США в Кыргызстане поначалу вызвало в обществе много разнотолков. Общая версия причины назначения почтенного аксакала на дипломатическую работу в Кыргызстан была одна - Майлз будет готовить очередную революцию, тем более, что поводов к этому у Вашингтона более чем достаточно: действующее руководство Кыргызстана все-таки выдворило из гражданского аэропорта Манас американскую авиабазу, да к тому же взяло курс на вхождение в Евразийский Экономический Союз, который воспринимается за океаном не иначе как усиление российского влияния в регионе или как реализация Москвой своих имперских амбиций.
Учитывая, что прозападные политики Кыргызстана до сих пор себя никак не проявили и на первый взгляд в обществе нет серьезных поводов для очередной революции, есть основание полагать, что Майлзу сегодня практически не на что опереться, чтобы можно было диктовать кыргызским властям свои условия. Можно согласиться с тем, что Майлз пока использует личные и дипломатические каналы для работы с конкретными чиновниками и политиками для решения той задачи, которую Госдеп США для него обозначил на период до конца текущего года. Есть серьезные основания полагать, что 2015 год внесет ясность в целый ряд проектов, которые реализуются на пространстве СНГ и ШОС.
Возвращаясь к основной теме статьи, видимо, есть целесообразность отметить, что наши западные коллеги будут разными средствами противодействовать любой интеграции в рамках СНГ и при этом постараются максимально задействовать религиозный фактор, который уже "работает" под флагом ИГИЛ в Ираке, Сирии. В случае с Кыргызстаном особая роль отводится радикальным религиозным группам, основную массу которых составляет молодежь 25-30 лет, со средним и высшим образованием, которая в течение последних 10-15 лет стала не только свидетелем, но и участником т.н. революций, в результате которых в стране власть менялась, а ситуация на местах качественных изменений не претерпела.
Нынешний состав нашего парламента, в котором обосновались народные избранники с поддельным дипломом, владельцы развлекательных центров с проститутками, расхитители бюджетных средств, предназначенных для тяжелобольных и просто очень богатые сограждане, потерявшие связь с народом, в немалой степени способствует той самой радикализации молодежи, которая при том, что с точки зрения религии абсолютно безграмотна, но уже определилась со своими ближайшими задачами - убрать действующую власть и построить халифат, в котором всем его гражданам будет гарантировано справедливое распределения благ, равный доступ к социальной лестнице, обеспечено правосудие и безопасность для всех. Логика действий этих молодых людей классическая - снести все, а потом посмотрим.
Пока же государство отдает предпочтение силовым методам борьбы с проявлениями религиозного радикализма. Но как указывал в своем предисловии к книге "Век смертника" экс-премьер-министр Республики Казахстан А.Кажегельдин, - "Того, кто не боится умереть, смертью не испугаешь".
Источник: Время Востока