Оппозиционные и общественные деятели Казахстана заявляют о необходимости закрытия полигонов, которые арендует Россия. Представители оппозиции требуют так же приостановить пуски ракет с Байконура, пока не завершится расследование причин катастрофы.
Оппозиционные и общественные деятели Казахстана напоминают, что почти полвека военные полигоны российской армии работают на казахстанской земле. На территории Казахстана находятся 6 военных баз Российской Федерации, которые используют около 6 млн. гектаров земли.
Свое недовольство казахстанские оппозиционеры и общественники выразили после очередного крушения российской ракеты «Протон М», в результате которого около 600 тонн высокотоксичного топлива гептил попало в окружающею среду. Космодром Байконур откуда был осуществлен запуск, находится на территории Казахстана, но сам полигон и близлежащая территория арендуется Россией.
Булат Абилов: «Мы считаем, что все опасные виды топлива и ракет должны быть прекращены. Должна быть создана госкомиссия с участием общественных деятелей и специалистов, которая скажет что можно, а что нельзя. И после этого пересматриваются все взаимоотношения с Россией по космодрому Байконур. Что касается военных полигонов, они могут сняться и уйти. Когда из своих заморских колоний уходили англичане, французы, португальцы, они всегда сворачивали свои военные объекты. Или же передавали их местной администрации и местным военным».Лидер партии «Азат» Булат Абилов говорит о необходимости закрытия иностранных военных полигонов.
О возвращении космодрома и города Байконур Казахстану оппозиционные силы Казахстана заявляли и раньше. Однако возникал вопрос, сможет ли сам Казахстан развивать космическую отрасль, если в стране практически нет специалистов. По мнению Героя Советского Союза и бывшего афганца Николая Кремениша Казахстан мог бы справиться с этой задачей.
Космодром Байконур арендуется Россией у Казахстана согласно действующему договору сроком до 2050 года с ежегодной платой 115 миллионов долларов. Однако, как считает деятель культуры и поэт Темирхан Медетбек, эта плата не идет ни в какое сравнение с тем уроном который наносится экологии Казахстана, где созданы новые предпосылки для заболеваний тысяч местных жителей.Николай Кремениш: «Это все делается, было бы желание. А так получается, что Байконур – заложник России. В этой области мы ничего не делаем. Отдали в аренду и сидим спокойно. Аренда закончится, что будем делать, не знаем. Но у нас есть время, и есть деньги».
2 июля на космодроме «Байконур» на первой минуте после старта произошло падение и взрыв ракеты «Протон-М» с тремя спутниками на борту. На месте падения ракеты возник пожар, образовалось облако с продуктами горения. Жертв и пострадавших, а также разрушений стартового комплекса, как заявили официальные лица, нет.Темирхан Медетбек: «Даже заправщики топлива гептил надевают скафандр для защиты. Один грамм гептила способен отравить один кубический километр воздуха, а ведь речь идет о 600 тоннах гептила. На фоне этого вчера представители СЭС заявили, что санитарные нормы не превышены. Многие развитые западные страны не запускают ракет, потому что им это не нужно, а зачем это нужно нам, когда в наших аулах нет питьевой воды и нет дорог?».
RFI