История с депортацией Алмы Шалабаевой и её 6-летней дочери обрастает всё новыми подробностями, которые позволяют строить догадки не только относительно судьбы беглого олигарха [Мухтара Аблязова – прим. ред.], но и роли западной дипломатии во внутренней политике Казахстана, пишет обозреватель интернет-издания Kursiv.kz Аскар Муминов.
Аналитики обратили внимание, что история с высылкой супруги неугодного властям казахстанского банкира случилась незадолго до визита премьер-министра Великобритании Дэвида Кемерона в РК, где он должен был отстоять интересы западных игроков на нефтегазовом рынке Казахстана.
Напомним, что, несмотря на то, что две иностранные компании – американская ConocoPhillips и норвежская Statoil покинули так называемый проект века – Кашаган, интересы западных компаний активно представлены в нефтегазовом секторе РК.
Итальянская Eni, американская ExxonMobil, англо-голландская Shell, французская Total, международные гиганты, которые вынуждены просчитывать все свои риски, приходя на остающийся крайне нестабильным рынок Казахстана. Поэтому любопытно проследить хронологию громких событий последнего времени, которые, хотят ли этого высшие должностные лица в РК или нет, отражаются на международном имидже государства.
Итак, согласно сообщению казахстанского МИДа, в ночь с 27 на 28 мая этого года при проведении итальянскими правоохранительными органами мероприятий по задержанию разыскиваемого Мухтара Аблязова по месту его предполагаемого проживания в пригороде Рима были установлены его супруга - Алма Шалабаева и шестилетняя дочь Алуа.
Далее история обрастала всё новыми подробностями о приобретении Аблязовым подставного паспорта на имя гражданина Киргизии и получении его супругой фиктивного документа на имя некоей «Алмы Аян», гражданки Центральноафриканской Республики. Так или иначе, весь информационный поток шёл явно со знаком минус как в отношении беглого олигарха, так и в отношении его семьи.
Заголовки СМИ менялись со стремительной частотой - 7 человек осуждены по делу о выдаче ложных паспортов родственникам Аблязова, супругу Аблязова допросят о его местонахождении, Мухтара Аблязова разыскивают в Италии, Аблязов может находиться во Франции. Но вдруг тональность резко изменилась - МВД Италии аннулирует решение о депортации супруги Аблязова, в Италии высокопоставленный чиновник уволился из-за "дела Шалабаевой", Евросоюз заинтересовался обстоятельствами депортации Шалабаевой, Посла Казахстана могут объявить персоной нон грата в Италии.
Между стремительным разворотом по делу депортации жены Аблязова в РК, когда всё шло в пользу и в актив казахстанской власти и вдруг обернулось дипломатическим скандалом против нее, произошло важное геополитическое событие – состоялся первый в истории Казахстана визит действующего премьер-министра Великобритании Дэвида Кемерона в РК.
Взаимное обхаживание и дипломатические реверансы не могли скрыть определённое раздражение Акорды относительно педалируемой Кемероном темы защиты прав человека, традиционный козырь Запада в отношении стран, которые находятся в фарватере геополитических и экономических интересов ЕС и США. Справедливости ради, стоит отметить, что и сами власти создают достаточно благоприятную почву, чтобы Запад мог спекулировать на этой теме. Что произошло после отъезда британского премьера и почему вдруг забывшая о депортации жены Аблязова итальянская прокуратура пришла в неистовое возбуждение от несправедливости, которая имела место быть?
Версий может быть значительное множество, но, как известно, во всём надо искать экономические мотивы, и они вполне себе могли иметь место. Знать доподлинно, насколько западные компании, вкладывающие в Кашаган, получили от Акорды гарантии относительно надежности своих инвестиций в прикаспийский шельф, невозможно, как и то, какие условия выдвигал Кэмерон на переговорах с Нурсултаном Назарбаевым.
Возможно, Запад насторожил и тот факт, что в споре между Индией и Китаем в части продажи акции СonocoPhillips Казахстан предпочёл именно Китай, тем самым позволив одной из самых быстрорастущих экономик мира, конкурирующей с США практически по всем позициям, значительно упрочить своё положение в нефтегазовом секторе.
Известный итальянский журналист и политолог Джованни Бенси, комментируя тему для радио «Свобода» отметил, что Италия пытается закупать нефть и газ напрямую у Казахстана и старается не портить отношения с Назарбаевым.
«Бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, несмотря на то, что не занимает сейчас никакой государственной должности, сохранил свой политический вес и влияние на работу правительства. У Берлускони хорошие отношения с Путиным - недавно, к слову, он побывал в Москве - и с Назарбаевым. Поговаривают, что у него есть частные договорённости по поводу закупок углеводородов в Казахстане. Думаю, случай с депортацией Шалабаевой — желание некоторых людей в Италии угодить Назарбаеву, сделать ему своего рода одолжение», - отмечал Бенси.
Хотя, если расширить эту мысль, то можно предположить, что речь идёт не только о желании конкретно итальянской стороны угодить высшей власти в РК, можно брать шире.
Но, кажется, что-то пошло не так. Неожиданный визит Нурсултана Назарбаева в Лондон, не анонсировавшийся и крайне интригующий, тоже породил массу вопросов и предположений. Ведь встреча Кэмерона с лидером РК на высшем уровне прошла совсем недавно, не более месяца назад, но именно Лондон оказался в центре внимания президента в период краткосрочного отдыха.
Джоанна Лиллис, известный британский журналист, аккредитованный в Казахстане, отметила, что вторая встреча президента Назарбаева с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном в течение месяца стала неожиданностью для наблюдателей и можно, помимо всего прочего, предположить, что они имеют теплые личные отношения, а также взаимные экономические интересы.
«Кэмерон, кажется, ухаживает за Назарбаевым, который очень любит внимание мировых лидеров. Наиболее важными факторами для Великобритании являются нефть и газ Казахстана, и его готовность к сотрудничеству с западными партнёрами по вопросам, затрагивающим Афганистан. Для Казахстана теплые отношения с Великобританией помогают продвигать свой позитивный имидж на международной арене. Критики говорят, что Кэмерон игнорирует демократию и права человека. Кэмерон публично сказал, что он поднял вопросы прав человека во время его визита в Астану в начале июля, но он вряд ли будет применять большое давление, поскольку он надеется наладить более тесные связи как с Назарбаевым, так и с Казахстаном», - считает Лиллис.
Вместе с тем, она не стала связывать напрямую частоту встреч Назарбаева с Кэмероном и обострившуюся ситуацию с депортацией Алмы Шалабаевой.
«Я сомневаюсь, что встречи Кэмерона с Назарбаевом имеют связь с историей о депортации жены и дочери Мухтара Аблязова из Италии. Но есть больше вопросов, чем ответов в этой истории. Если у неё есть разрешение на пребывание в ЕС, почему её депортировали? Почему её депортировали так быстро? Почему итальянцы выслали её, а потом отменили решение? Мы знаем, что жена Аблязова находится под следствием в деле о поддельных документах, но детали непонятны, но, в то же время, она не находится под арестом. Эта история уже повлияла на международную репутацию Казахстана, потому что зарубежная пресса подняла вопросы о правах человека и независимости судебной системы страны. Казахстанские власти обещают, что все будет справедливо и прозрачно. Посмотрим, что будет дальше», - говорит Лиллис.
Так или иначе, взаимосвязь частых встреч лидеров Казахстана и Великобритании, пристального внимания международной прессы к делу с депортацией супруги Аблязова и столь резкая реакция итальянского МИД на персону казахстанского посла в этой стране Андриана Елемесова если не прослеживается напрямую, то здесь можно строить догадки и предположения. Аналитики в один голос говорят, что назвать все эти процессы случайными - сложно.
Сегодня иностранная пресса крайне активизировалась в вопросах освещения ситуации в Казахстане, ярко и красочно описывая «ужасы системы», свою трибуну на полосах центральных газет получил и ещё один оппонент власти - Рахат Алиев. Sunday Times, влиятельнейшая британская газета, поместила его откровения на первую полосу, снабдив традиционными резкими эпитетами.
«Мультимиллионер, в отношении которого проводится расследование по обвинению в двойном убийстве и отмывании денег, боится казахских секретных служб, наблюдающих за ним на Мальте», - сообщило издание.
В целом по публикациям в западной прессе можно сказать, что компания, начавшаяся здесь в отношении Казахстана, породила вопрос о том, насколько заинтересованы Европа и США в рынке углеводородов РК. Этот всплеск может объясняться не только тем, что, сделав Акорде подарок в виде депортации жены Аблязова и, видимо, не получив от неё неких нужных решений, европейская дипломатия постаралась надавить на Астану. Но упорно распространяются слухи о том, что именно в Лондоне более чем где-либо заинтересованы в мирной передаче власти в Казахстане и, возможно, даже готовы выступить в качестве посредника в этом процессе.
Если брать во внимание все эти факторы, то пазл выстраивается в логическую цепь.
Аналитик Курбан Ювшанов говорит, что такое громкое дело, как депортация супруги Мухтара Аблязова, скорее всего, решалось не без ведома высокопоставленных лиц в Италии.
«Сегодня вся эта история уже напоминает шантаж Казахстана. Нужно понимать, что, когда произошла депортация, все прекрасно понимали, чем это может грозить, так как в любом случае эта история бы попала на страницы ведущих мировых газет. Поэтому те, кто давал добро на эту операцию в Риме, а думается, что это - крайне высокопоставленные люди - имели на это некие договорённости. К тому же, больше месяца итальянская сторона молчала, и судьба Алмы Шалабаевой её несильно интересовала, сейчас же на Казахстан пытаются надавить, и это заметно, но, когда МИД РК говорит о незамедлительном ответе на любые недружественные шаги, оно не лукавит. Ведь в Кашаганском проекте почти 17% акций принадлежат итальянской Eni , да и в целом итальянцы заинтересованы в разведке Каспийского шельфа, поэтому, скорее всего, тональность заявлений в Риме после намеков из Астаны изменится», - говорит Ювшанов.
Стоить отметить, что в последнее время на разных ресурсах также стала появляться информация о том, что визиты зарубежных политиков в Казахстан, особенно из Туманного Альбиона, могут быть связаны с предстоящим транзитом власти в РК.
Причиной особой заинтересованности Англии в стабильности политической системы Нурсултана Назарбаева является и тот факт, что именно Великобритания занимает одно из первых мест по размеру инвестиций в РК, а интересы британских компаний к нефтегазовому сектору продолжают лишь укрепляться.
К тому же, у Соединенного королевства есть и ещё один способ воздействовать на Казахстан, помимо скандальной истории с депортацией жены Мухтара Аблязова. Это ситуация, которая продолжает развиваться вокруг ENRC. Так как одним из главных акционеров евразийцев является государство, то продолжающееся расследование коррупционных скандалов, разворачивающихся, в том числе, вокруг родственников финансового директора компании Зауре Заурбековой, никому чести не делает.
Но, как бы то ни было, очевидно, что вся эта история с возвращением Алмы Шалабаевой, если и обернулась в какой-то степени против имиджа Казахстана, то Акорда вновь продемонстрировала, что упускать из вида Аблязова она не будет и при желании всё-таки сможет его настигнуть. Поэтому, расслабляться олигарху с криминальным талантом, видимо, не стоит, другое дело, что после промаха и Астана, скорее всего, начнет проводить такие операции более тщательно.
Что касается Италии, то, как сказал Джованни Бенси радио «Свобода», до сих пор эта страна считалась безопасной для беженцев.
«Прежде не было случаев, чтобы Италия выдавала людей из бывшего СССР - ни во время существования советской власти, ни после распада Союза. Я полагаю, несмотря на этот случай, Италия и Западная Европа в целом остаются всё же надёжными территориями для тех, кто просит политического убежища», - считает Бенси.
Аскар Муминов, Kursiv.kz