Прошлым летом, еще до того, как обвал рубля поумерил высокомерие Кремля, российский лидер Владимир Путин выразил сомнение в законности государственности Казахстана. Судя по всему в ответ на заявление Путина, Казахстан планирует провести в этом году крупномасштабные празднования в честь 550-летия казахской государственности.
По версии истории, озвученной президентом Нурсултаном Назарбаевым, казахи создали протогосударство в степях Евразии в середине XV века, за пятнадцать лет до того, как русские положили конец монголо-татарскому игу в процессе создания собственного государства.
«[Ханы] Керей и Жанибек в 1465 году создали первое ханство, и государственность казахов ведет историю с тех времен, – заявил прошлой осенью Назарбаев, объявляя о планах проведения празднований в этом году. – Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах. … [Но] важно, что тогда была заложена основа, и мы – продолжатели великих дел наших предков».
Наблюдатели интерпретировали решение Назарбаева провести празднования в честь ханства, просуществовавшего около четырех столетий, как ответ на заявления Путина в августе прошлого года, а также как признак того, насколько серьезным испытанием украинский кризис является для традиционно крепкого российско-казахстанского альянса.
Путин заявил, что Казахстан как государство является искусственной конструкцией, появившейся в 1991 году, когда развалился Советский Союз. По его словам, Назарбаев «создал государство на территории, где никогда не было государства».
Подобные утверждения вызвали возмущение в Казахстане, где многие восприняли их как завуалированную угрозу, прозвучавшую на фоне нападок России на суверенность другого соседа – Украины.
Слова Путина вызвали «очень сильную негативную реакцию» в Казахстане, что, скорее всего, заставило Назарбаева нарочито публично заявить о проведении празднований в честь 550-летия государственности страны, сказал EurasiaNet.org Досым Сатпаев, директор казахстанского аналитического центра «Группа оценки рисков».
Рико Айзекс (Rico Isaacs), эксперт по Казахстану из британского Университета Оксфорд Брукс, согласен с подобной точкой зрения. «Естественно, все это в действительности связано с Россией, Украиной и заявлениями Путина о государственности Казахстана», – отметил он.
За путинским экскурсом в историю Казахстана последовали агрессивные территориальные претензии на значительную часть северного Казахстана, озвученные русскими националистами.
На этом фоне разговоры в России о том, «что Казахстан не является государством, что у него не было истории, не было границ, … естественно вызывают настороженность у властей [в Астане]», – заявил в разговоре с EurasiaNet.org алматинский аналитик Айдос Сарым.
Организуемые с целью укрепления государственности празднования в Казахстане в 2015 году призваны посредством искусства и поп-культуры содействовать развитию патриотизма с упором на «великие события, великих героев», заявил Сатпаев. «Возникновение консолидирующей идеи, вот что важно – не столько государственность, а идея консолидации казахов, создание единого народа», – добавил он.
Есть риск, что предстоящие празднования не возымеют желаемого эффекта и не сплотят различные этнические группы, считает Айзекс, добавляя, что то, что понравится одним, может не понравиться другим.
«Напоминание о 1465 годе понравится этническим казахам, – заявил Айзекс в разговоре с EurasiaNet.org. – Но когда разговор заходит эксклюзивно об одной этнической группе, как в случае с празднованием государственности, тот факт, что Казахстан является столь многонациональной страной, может стать проблемой».
С момента обретения независимости правительство Казахстана борется с проблемой сохранения межнациональной гармонии среди проживающих в стране 140 этнических групп, особенно между двумя наиболее многочисленными из них – казахами и русскими. Более 20 лет назад казахи составляли менее половины населения республики, но сейчас их доля возросла до двух третей. Русские на сегодняшний день составляют 21% населения, но их особенно много на севере страны, вдоль растянувшейся на 7 тыс километров российско-казахстанской границы.
Учитывая болезненность национального вопроса, Назарбаев всегда не упускал ни одной возможности подчеркнуть важность толерантности, единства и межнациональной гармонии, а после начала кризиса в Украине он начал предпринимать еще более активные меры в этом направлении. Власти также дали понять, что не потерпят дискриминации по национальному или языковому признаку. В целом Казахстану удалось избежать межэтнических столкновений. Но в прошлом году несовпадающие взгляды на события во время российско-украинского конфликта привели к расколу в общественном мнении, что усложнило задачу Назарбаева по поддержанию баланса.
Официальная Астана и этнические казахи склонны с настороженностью относиться к исходящим из России угрозам суверенитету и государственности Казахстана, а этнические русские в республике в целом приветствуют присвоенное Кремлем право вмешиваться в дела иностранных государств для защиты интересов русскоязычного населения за рубежом.
Москва – это «гарант нашей безопасности … не против действующей власти, а против возможного прихода к власти радикалов [в будущем]», – сказал EurasiaNet.org Евгений Черкашин, издатель газеты в городе Оскемен на северо-востоке страны.
Осознавая различия во взглядах между проживающими в стране этническими группами, Назарбаев воспользовался празднованиями в честь Дня независимости в декабре прошлого года, чтобы воззвать к патриотизму и призвать всех граждан защитить суверенитет Казахстана, если возникнет такая необходимость.
«Независимость выстрадана многими поколениями наших предков, защищавших кровью и потом нашу священную землю, – заявил он. – Независимость – это непоколебимая решимость каждого гражданина до последней капли крови защищать Казахстан, свой родной дом и Родину, как завещали нам наши героические предки».
Джоанна Лиллис является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.
Eurasianet