Продолжающийся вот уже шестой месяц трудовой конфликт в добывающей отрасли Западного Казахстана бросает тень на энергетический сектор, имеющий решающее значение для этого центральноазиатского государства.
Как показывают последние прогнозы, забастовка оказывает серьезное негативное влияние на объемы добычи и может отрицательно сказаться на планах Казахстана по вхождению в десятку ведущих мировых нефтяных производителей. По недавнему сообщению АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз"" (РД КМГ) – дочернего предприятия государственной энергетической компании "КазМунайГаз", акции которой котируются на Лондонской фондовой бирже, – за первые три квартала 2011 года ею было добыто 9,2 млн. тонн нефти, что на 7 процентов ниже аналогичных показателей прошлого года. В целом за год снижение добычи, по имеющимся прогнозам, составит 1,15 млн. тонн, то есть объем добычи будет ниже запланированного уровня на 8,4 процента.
Незаконная забастовка негативно сказывается на объемах добычи, признает РД КМГ в своем заявлении от 10 октября.
Забастовка началась в мае из-за конфликта, связанного с оплатой труда. Летом конфликт принял неприятный оборот, когда руководство двух аффилированных компаний принялось проводить массовые увольнения, уволив за участие в незаконной забастовке в общей сложности порядка 2 тысяч человек. Избавившись от недовольных работников, компания "КазМунайГаз" объявила, что забастовка закончена.
Но недовольство осталось, и мрачная тень скандала продолжает витать над нефтедобычей на западе Казахстана.
По словам главы Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" Тимура Кулибаева, забастовка нанесла "колоссальный ущерб" государственной казне. Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" курирует работу государственных компаний Казахстана. Как сообщил на состоявшемся 29 сентября заседании "круглого стола" Тимур Кулибаев (являющийся зятем президента Нурсултана Назарбаева), ущерб государству в связи с забастовкой в этом году приближается к 54 млрд. тенге (365 млн. долларов). Убытки РД КМГ в годовом исчислении составили 40 млрд. тенге (270 млн. долларов), добавил он. Помимо средств, недополученных в государственную казну, забастовка повлияла на имидж компании, особенно когда рок-звезда Стинг отменил из-за нее запланированный концерт в Астане.
В обстановке растущей озабоченности в связи с экономическими последствиями забастовок администрация Назарбаева в Астане выказывает признаки наличия у нее желания достичь подлинного компромисса.
Пока же РД КМГ не идет навстречу рабочим по ключевому требованию повысить получаемую на руки зарплату. Компания настаивает, что ее работники получают справедливое вознаграждение за свой труд, отмечая, что с 2008 года компания шесть раз повышала зарплаты и предоставила забастовщикам шанс вернуться на рабочие места.
Проверить достоверность утверждения РД КМГ относительно заплат довольно сложно из-за сложной системы начисления заработной платы, усложняющей оценку чистого заработка нефтяников. По утверждению компании, ее рабочие зарабатывают полторы-три тысячи долларов в месяц, рабочие же, уволенные с предприятия "ОзенМунайГаз", называли EurasiaNet.org суммы в пределах тысячи долларов. В ряде публикаций в казахстанских СМИ нефтяники утверждали, что их заработок не дотягивает до среднего по стране в 630 долларов. Зарплаты на западе Казахстана являются самыми высокими на территории страны, но и прожиточный минимум здесь превышает средний показатель, а условия жизни и труда оставляют желать лучшего.
Нефтяники, уволенные РД КМГ, продолжают бороться. Большая группа рабочих разбила палаточный городок в центре Жанаозеня – пыльного городка в трех часах езды от областного центра Актау. В своем палаточном городке они продолжают акцию протеста, требуя восстановления их на прежнем месте работы и пересмотра системы оплаты труда. Они также требуют освободить из-под стражи юриста Наталью Соколову, до своего ареста консультировавшую забастовщиков. В августе она была приговорена к шести годам лишения свободы за "разжигание социальной розни". Процесс над Натальей Соколовой подвергся критике со стороны международной общественности и был внесен в повестку дня сентябрьской ежегодной конференции ОБСЕ по человеческому измерению.
"Это очень плохо, очень неприятно. Больше трех месяцев люди деньги не получают, – сказал в недавнем интервью EurasiaNet.org в Алматы уволенный сварщик Максат Картмакамбетов. – Мы не можем позволить себе купить вещи для детей".
На прошедшем в конце сентября заседании фонда "Самрук-Казына" Тимур Кулибаев протянул уволенным работникам оливковую ветвь. "Это наши люди, и мы должны с ними работать, – сказал он. – Мы не отказываемся от того, чтобы помочь им трудоустроиться".
По словам Кулибаева, рабочим были предложены альтернативные возможности трудоустройства на железнодорожных объектах, но они отказались. То, что такое предложение действительно было озвучено, подтвердил EurasiaNet.org уволенный токарь Нурлибек Нургалиев. "Мы отказались, потому что требуем свою работу", – объяснил он.
Для забастовок имеется богатая почва, особенно учитывая социально-экономические проблемы в городе Жанаозень. За период с 2000 по 2010 гг. из-за нефтяного бума и притока мигрантов население города выросло более чем вдвое, достигнув 125 тысяч человек. Работы для всех не хватает, население продолжает увеличиваться, а нефтяные запасы истощаются. По словам акима города Орака Сарбопеева, объем оставшихся запасов оценивается в 150 млн. тонн, которых хватит еще лет на тридцать добычи. Имеются планы диверсификации экономики города, но в обозримом будущем трудоустройство его жителей по-прежнему будет связываться главным образом с энергетическим сектором.
Пропасть между ожиданиями участников акции протеста, оккупировавших центральную площадь Жанаозеня и по-прежнему считающих себя работниками компании, и позицией РД КМГ, записавшей их в бывших сотрудников, является, пожалуй, главным камнем преткновения на пути к достижению компромисса.
Так действительно ли Астана готова активно подключиться к поискам выхода из создавшегося тупика? Обозреватели в этом не уверены.
"Они с июля надеются, что именно власть придет и работодатель сядет с ними за стол переговоров", – сказал EurasiaNet.org недавно вернувшийся из Жанаозеня консультант алматинского Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Галым Агелеуов. Однако до последнего момента "власть вмешивалась только на стороне работодателя", отмечает при этом он.
От редактора:
Джоанна Лиллис является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.
EurasiaNet.org