В Казахстане произошел громкий скандал, связанный с газетой "Время". Она оказалась в центре расследования, которое ведется прокуратурой по делу о разглашении государственной тайны.
Весной 2011 года финансовая полиция Казахстана завершила операцию по раскрытию преступной группировки, которая в течение нескольких лет занималась масштабной контрабандой грузов через китайско-казахстанскую границу. Главари были задержаны, а о самом деле, получившем название "Хоргосского", представители силовых структур подробно рассказывали журналистам на нескольких пресс-конференциях. Однако публикации на эту тему известного журналиста Геннадия Бендицкого в газете "Время" привели в редакцию сотрудников прокуратуры.
Три полковника и один журналист
Как рассказал Deutsche Welle сам Бендицкий, в апреле 2011 года было возбуждено уголовное дело, в котором фигурировали сотрудники Комитета национальной безопасности Казахстана (КНБ). Были задержаны несколько человек, в том числе три полковника КНБ.
Бендицкий рассказывает, что наблюдал за ходом расследования. "Выяснилось, что ему предшествовала оперативная разработка. В преступную группировку под видом коммерсанта был внедрен агент, - поясняет журналист. - Финансовой полиции удалось его подвести к самой верхушке, он завоевал доверие у ее руководителей". В результате стали известны преступные схемы. В них оказались замешаны сотрудники КНБ, утверждает журналист.
"Но некоторое время назад, когда группировка была разгромлена, агент был похищен с участием сотрудников Комитета нацбезопасности. Была предпринята попытка оказать на него давление, его привезли в Астану, в главный департамент КНБ, где организовали несколько встреч с высокопоставленными чиновниками ведомства", - говорит Геннадий Бендицкий.
По информации, полученной журналистом из разных источников, давление на агента оказывали для того, чтобы тот дал новые показания, из которых следовало бы, что все происшедшее было провокацией, направленной против КНБ. Однако замысел не удался, агент сумел перехитрить своих соперников и вернуться "под крыло финпола".
Бендицкий написал и об этом. "После этих публикаций, две недели назад, в редакцию пришла группа сотрудников спецпрокуратуры. Они сообщили, что газета "Время" разглашает сведения, в которых содержится государственная тайна, и что по данному факту в отношении неизвестных лиц возбуждено дело. Меня вызвали на допрос в качестве свидетеля", - рассказывает журналист.
"Прецедент раскрытия"
Глава казахстанского союза журналистов Сейтказы Матаев так прокомментировал происходящее: "Генеральная прокуратура хочет создать прецедент раскрытия журналистом источников информации. Согласно закону о СМИ, журналист может не раскрывать свои источники. И Союз журналистов, и ряд главных редакторов казахстанских СМИ выступили в защиту Бендицкого".
По словам Матаева, если такой прецедент будет создан, журналисты Казахстана окажутся в сложной ситуации. "Само уголовное дело не засекречено. Сообщение о том, что агента, внедренного в группировку, похитили и возили по кабинетам главного департамента КНБ, а также ряд других деталей расценили как секретную информацию. Но если журналист об этом узнает и рассказывает, то это в порядке вещей", - удивляется Геннадий Бендицкий и отмечает, что никто из представителей государственных органов пока не опроверг сведений, изложенных газетой.
Борьба между силовиками
Как заявил Deutsche Welle пожелавший остаться неназванным сотрудник правоохранительных органов Казахстана, ситуация, сложившаяся вокруг публикаций газеты "Время", связана с борьбой за влияние, развернувшейся между руководителями силовых ведомств, а это является признаком нестабильности в самом верхнем эшелоне казахстанской власти.
В свою очередь Сейтказы Матаев отмечает: "Это связано с "Хоргосским делом", где крутятся огромные деньги". Пока это дело до суда не дошло. "Идет межведомственная борьба, и в этой борьбе определенные силы хотят, чтобы журналисты выступили на той или другой стороне по вопросу, который вызывает общественный резонанс", - говорит Матаев.
Немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш (Michael Laubsch) обращает внимание на то, что западные организации, обычно проявляющие интерес к фактам давления на СМИ в этом регионе, в данном случае пока остаются в стороне.
"Действия властей, направленные против журналистов, которые представляют оппозиционные группы в странах Центральной Азии, очень быстро вызывают эхо на Западе. Но история, разворачивающаяся вокруг газеты "Время", которая не относится к оппозиционным СМИ, большого внимания международных организаций, увы, не привлекла. Хотя речь идет о сомнительных решениях органов юстиции в отношении этой популярной ежедневной газеты", - сказал Лаубш в интервью Deutsche Welle.
По словам Геннадия Бендицкого, после первого допроса в прокуратуру его больше не вызывали. "Возможно, не ожидали такой реакции общественности и других СМИ", - считает он.
Автор: Виталий Волков
Редактор: Наталья Позднякова
DW-WORLD.DE