В вашингтонской газете Diplomat в статье «Кто возглавит постназарбаевский Казахстан?» анализируют, кто из действующих казахстанских политиков имеет больше шансов прийти на смену Нурсултану Назарбаеву в случае его ухода с поста президента.
«Структура власти в Казахстане, как и во многих постсоветских государствах, имеет пирамидальный характер. Из центра верхушки власти патронажные сети текут по рядам правительства, распределяя деньги, привилегии и власть среди тех, у кого есть нужные связи. Если Назарбаев внезапно покинет кресло, неясно, что будет дальше и кто сменит его. Переходы в странах с такими системами, как Казахстан, сложные. Они создают угрозу для тех, кто связан с ведущими политическими игроками, и не всегда следуют предсказуемым правилам и процедурам», – пишет издание.
Такое положение вещей, считает автор, открывает возможности для драматических сценариев смены режима, дестабилизирующей путаницы и жестокой борьбы за власть. «Это также мотивирует тех, кто находится наверху пирамиды, тщательно управлять процессом, чтобы обеспечить собственное выживание. По этой причине, скорее всего, преемник Назарбаева будет кем-то близким к нынешней верхушке, входящим во многие существующие сети, члены которых не будут слишком заинтересованы в радикальных изменениях. И подходящих кандидатов немного», – утверждает Diplomat.
КАНДИДАТЫ
К наиболее вероятным Diplomat относит Касым-Жомарта Токаева, Карима Масимова, Имангали Тасмагамбетова, Даригу Назарбаеву и Тимура Кулибаева.
Много шансов у Токаева, считает Diplomat. Будучи председателем cената, он является вторым в пирамиде власти и по Конституции должен заменить действующего президента в случае, если с тем что-то случится. К его слабым сторонам автор относит «недостаток опыта во внутренней политике», а также возраст – 65 лет.
Действующего председателя КНБ Карима Масимова с его долгим послужным списком и историей «лояльности семье Назарбаева» также вносят в число возможных преемников. В качестве его достоинств Diplomat выделяет навыки успешного экономического управления и знание Китая и России. В то же время Масимов – этнический уйгур, поэтому «маловероятно», что ему позволят занять самую высокую должность в стране, считает издание.
Имангали Тасмагамбетов «обладает всеми необходимыми качествами, чтобы стать следующим президентом Казахстана, и по той же причине, возможно, ему это не удастся», пишет Diplomat. Как считает издание, несмотря на то что Тасмагамбетов всегда играл важную роль в правительстве, в 2016 году его внезапно назначили послом в Россию, что создает конституционную помеху для его возможного президентства: кандидат в президенты должен проживать на территории Казахстана не менее 15 лет.
У старшей дочери президента Казахстана Дариги Назарбаевой, считает Diplomat, есть, по всей видимости, «лишь небольшой шанс унаследовать президентство». Причинами автор называет недостаток у нее политического опыта, а также ее пол. Diplomat предрекает Назарбаевой скорее должность премьер-министра или министра, чем президента страны.
«Хотя Роза Отунбаева успешно временно возглавляла соседний Кыргызстан, маловероятно, что дочь Назарбаева сможет сделать то же самое, несмотря на молчаливую поддержку отца. Отунбаева во многом является исключением на фоне превалирующего в Центральной Азии мнения, что женщинам нет места в национальной политике. Назарбаева столкнется с большой оппозицией и найдет мало готовых ее поддержать союзников, если решится официально выдвинуться на должность президента», – пишет Diplomat.
Муж средней дочери Нурсултана Назарбаева, Динары, Тимур Кулибаев «занимает уникально благоприятную позицию, чтобы продолжить [работу Назарбаева], благодаря своему образованию и опыту. Кроме того, он вряд ли повернется против семьи Назарбаева», пишет Diplomat.
К недостаткам Кулибаева авторы относят «его беспорядочную личную жизнь», отсылая к его связи с Гогой Ашкенази, родившей ему двух сыновей. «Хотя на Западе такая связь, вероятно, вызвала бы политический резонанс, в Казахстане после распада Советского Союза часть элиты вернулась к практике вторых жен, поэтому это обстоятельство можно не брать в расчет», – пишет Diplomat.
Кроме того, в качестве «дополнительной проблемы» на пути выдвижения Кулибаева на президентство называют его причастность к событиям 2011 года в Жанаозене.
«Многие предположения о переходе власти в Казахстане основаны на том, что Назарбаев внезапно покинет политическую арену – в результате смерти или болезни. Однако возможен и даже предпочтителен [для правящей верхушки] управляемый переход власти, который может произойти уже в 2020 году», – пишет издание.
При таком развитии событий, по мнению источника, власть перейдет к Кулибаеву. «Он является частью той же политической структуры, а не аутсайдером. Благодаря огромному богатству и связям на региональном уровне и на Западе он находится в оптимальном положении для сохранения системы патронажа без полного разрушения существующих сетей и создания угрозы целостности казахстанского государства. Более того, Кулибаев может быть более восприимчив к влиянию Назарбаева как его тестя и патриарха семьи, а также бывшего президента Казахстана», – заключает Diplomat.
Радио Азаттык, Ноябрь 03, 2018