Соблюдение прав граждан, описанных в Конституции РК, является непреложным законом для всех. Заведомое незаконное привлечение к уголовной ответственности не может быть оправдано только потому, что относится к громко разрекламированному разоблачению контрабандистов на таможенном посту «Харгос».
Среди тех, кто действительно занимался контрабандой на таможенном посту «Харгос», арестованы 16 членов ОПГ, в том числе начальник таможенного поста Айдаров, заместитель начальника КНБ Акмолинской области Курманалиев,его коллеги Жакаев, Артыкбаев, лидеры ОПГ - Отарбаев, Кайрбаев, Тулебаев и другие. Финпол возбудил дело о контрабанде и организации преступного сообщества. Иногда складывается впечатление, что заявленное преступное сообщество раздуто, а следователи кроме настоящих коррупционеров собрали всех возможных «мелких сошек», которые выполняли курьерские поручения, и пытаются приобщить их к общей коррупционной связке для «показухи». За последние десятки лет в Казахстане, даже в советское время, не было ни одного уголовного дела, в котором бы фигурировало сразу 100 человек, 40 из которых уже арестованы.
Дело о брокерах
В апреле этого года в Жаркенте арестовали трех брокеров: Руслана Садыкова, Нурбека Муратбекова и Нурлана Сарымбетова. Когда водитель приезжает на территорию Казахстана и привозит документы на груз, именно представители брокерской компании занимаются непосредственным оформлением таможенных деклараций на ввозимый груз. Этим занимался Нурбек Муратбеков. Нурлан Сарымбетов периодически приезжал в Жаркент–у него были доверенности от Грузинской и Украинской компаний. Как только ему сообщали, что приезжает груз из Китая, он встречал на границе водителей, брал у них документы, относил их Нурбеку, который фиксировал передвижение в компьютере, заполнял транзитные документы и сопровождал их до аэропорта Алматы, где груз уходил в Грузию или в Украину. Самый молодой Нурлан Сарымбетов получил лицензию на право таможенного оформления в качестве представителя брокерской компании только в декабре и приехал к Нурбеку, как помощник. До задержания не успел оформить ни одной машины, выполнял функции курьера, секретаря.
При транзите груза через Казахстан никакие налоги и платежи не уплачиваются, поэтому согласно нормативному постановлению Верховного суда, никакой ущерб государству не наносится и потому лица, переместившие груз через Казахстан, не являются субъектами контрабанды. Если груз не соответствует каким-либо нормам, то за контрабанду можно привлекать людей либо в Китае, либо в стране получателе –Кыргызстане или Украине.
Доказать контрабанду ,как и взятку, можно только при задержании с поличным. Если машина пересекла границу, имея документы на одно количество груза, а брокеры, допустим, подделывали или переделывали документы, машина должна быть задержана, взвешена, проверена на фактическое соответствует документам. Неоспоримый факт контрабанды фиксируется протоколами и актами проверяющих. У арестованных брокеров нет ни одного факта задержания машины. В тех странах, куда ушел транзитный груз, никаких уголовных дел не возбуждено, да и сам товар давно продан. Но финпол предъявляет обвинения в контрабанде трем брокерам, искусственно примыкая их группу к обвиняемому Сералиеву.
Обвинение, по оценке адвоката, состоит из переписанного текста части первой 209 статьи УК РК ,которое называется «диспозицией», но ни одного факта, т.е. события преступления, которое совершили эти трое, не указано! Если обратиться к закону и уголовно-процессуальному кодексу РК, то ст. 201 ч. 1 и ст. 117 ч. 1 гласят, что в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого должно быть описано событие преступления и все признаки состава преступления. Для обвинения нужно указать как минимум два эпизода. В уголовном деле этой троицы ни одного эпизода не описано, так же не указаны номера, количество машин, номенклатуры груза, даты, а также конкретные действия обвиняемых лиц.
Горемыки
Мы решили узнать, как живут брокеры, обвиненные в коррупционной контрабанде. Руслану Садыкову 23 года, вся его семья состоит из инвалидов: отец – инвалид Афганской войны, сестра – инвалид детства, больная мать, которая ухаживает за больными мужем и дочерью. Руслан являлся единственным кормильцем в семье, помощником брокера работал всего 4 месяца. Благосостояние семьи не улучшилось.
Нурбек Муратбеков и Нурлан Саримбетов до 30 лет обзавелись несколькими малолетними детьми. Оказанием брокерских услуг Нурбек занимается 10 лет, Нурлан –4 года, но оба не заработали баснословных доходов. 28 апреля все трое выехали на работу к таможенному посту, где началась операция по «Харгосскому делу», поэтому были задержаны на 26-30 часов без предъявления обвинения, без составления протоколов. После суточного мора без воды и пищи, выяснив функции клерков, им составили «дежурное обвинительное постановление и составили протоколы арестов. С этого момента упоминание «Харгосского дела» в деле рядовых брокеров стало заклинанием против всяких попыток восстановить справедливость.
Беспредел и показуха
Такие обвинения полицейские называют «дежурными», считая, что после признательных показаний составят по всем правилам. На самом деле подобные действия называются правовым беспределом. На юридическом языке то, что сотворили судьи, продляя арест до 5 месяцев, называется «заведомо незаконным содержанием под стражей». А руководитель следственной группы и прокурор Сулейменов, по мнению известного адвоката С.Сарсенова, совершили заведомо незаконное привлечение к уголовной ответственности, потому что в обвинении не указано конкретное преступление.
В данном случае уже были нарушены закон и Конституция РК в праве на личную свободу –ст. 13 или 16. Брокеров лишили свободы на 26 часов без санкции на арест и без предъявления обвинения. Жалобы и заявления Садыкова по этому поводу в генеральную прокуратуру направлено для проверки в агенство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, которое и совершило этот беспредел. Палач сам себя казнить никогда не будет, поэтому дождаться справедливости нет возможности. Поэтому к уголовной ответственности могут привлечь вместе с виновными массу невиновных, чтобы раструбить на всю страну и лично президенту, что агентство раскрыло преступное сообщество.
Мнение адвоката
« Я 20 лет работаю адвокатом,– признается известный адвокат Серик Сарсенов– и никогда не сталкивался с обвинениями, в которых не было бы описано событие преступления . Я утверждаю, что это правовой беспредел следователей, который поддержали судьи и прокуроры. Это новая ярчайшая страница нарушения закона, после которой могут последовать «задержание с улицы людей» и без суда и без следствия расстреливать их, как было во времена Берии. Вот что ожидает нас всех, казахстанцев, если закон и процессуальные нормы будут нарушать правоохранительные и фискальные органы власти. Я убежден в этом.
«Пятый месяц люди находятся под стражей фактически без обвинения, Бумажка, под названием «постановление о привлечении в качестве обвиняемого», в нарушение закона не описывает, какие они совершили преступления, а адвокаты лишен возможности оказывать квалифицированную помощь, потому что не знают, в чем человека обвиняют...–продолжает С,Сарсенов– Самое страшное заключается в том, суд не вправе санкционировать арест при недостаточном обвинении в соответствии со статьей 117 и 207, а ему глаза ослепляет название «Харгоское дело», которое не гарантирует следователей от ошибок. Я не затрагиваю вопросы обоснованности обвинения, я затрагиваю пока только процессуальный моменты. В городском суде судьи улыбаются и говорят: "Это же такое громкое дело" , и опять не опровергая моих доводов оставляют меру пресечения.»
Сортировочные станции
Несмотря на помпезные парады в день Конституции, концерты звезд и народные гуляния, население считает конституцию страны формальной, а основные конституционные законы не соблюдаются правоохранительными органами, судьями и прокурорами, приведенный случай с мелкими брокерами – песчинка в море подобных жалоб. «Обращения к президенту страны – сетует адвокат С.Сарсенов– превратились в перевалочную базу, из которой все обращения переадресуются в генеральную прокуратуру. Прокуратура тоже стала сортировочной станцией, которая направляет жалобы в адрес тех, на кого жалуются граждане.»
В таких случаях Козьма Прутков советовал: « Уж если быть виноватыми, так всем сразу». Наши фискальные органы применяют эту крылатую фразу исключительно только к населению.
Розлана ТАУКИНА, Сакен Шаймерден
"Свобода Слова"