Featured

Между Россией и Китаем. Казахстан дозрел до открытия американских военных баз

nazarbaev trumpВ тени событий в Ереване, перерастающих в деконструкцию местной правящей партии, почти незамеченным проходит другой региональный процесс.

Это ускорение дрейфа Казахстана из того, что Москва пыталась оформить как свою зону влияния. «Специальные люди» в самой России — и те больше обсуждают все более агрессивные заявления белорусского президента, который, конечно, «майдана не допустит», но вместе с тем четко указал Китай в качестве главного стратегического партнера.

Баш на баш

Живущим в параллельном мире обитателям Кремля, разумеется, нарастающая вибрация внутри многострадального Евразийского союза представляется интригами американских агентов, а объективным сторонним комментаторам — следствием накопления внутренних противоречий. Однако, похоже, именно Казахстан, наиболее успешно избегая уличных вариантов смены власти, быстрее прочих сходит с российской орбиты, сделав выводы из вооруженной агрессии Москвы против Украины.

На днях президент Нурсултан Назарбаев подпишет протокол, который позволяет использовать порты Курык и Актау на Каспии для переброски американских военных грузов в Афганистан. Причем, как стало известно 25 апреля, парламент республики ратифицировал документ еще в марте. Помимо того, в соглашении о военном сотрудничестве на 2018-2021 годы, подписанном в сентябре 2017-го, курсивом предусматривается и строительство военной базы НАТО в Актау.

Притом что, с одной стороны, это соглашение готовилось какое-то время, спусковым крючком для предания огласке результатов подобных переговоров мог, по-видимому, послужить демонстративный, но бьющий по коммерческим интересам самой РФ ее отказ от участия в многолетнем проекте перевозок грузов НАТО в Афганистан (чем, кстати, мгновенно воспользовался украинский «Антонов»).

С другой стороны, Астана, конечно, вовсе не спешит с планами размещения военных баз США. Другое дело, что прогресс по указанным соглашениям наметился сразу после визита Назарбаева в Америку. Так, без особого шума были разморожены счета фонда «Самрук-Казына» («будущих поколений»), в котором содержатся 40% валютных активов РК. Известно, что деньги находились на счетах Bank of New York Mellon, который принял решение заморозить их по иску молдавского бизнесмена Анатолия Стати и его компаний против правительства Казахстана.

Стати и его сын Габриэль инвестировали в нефтегазовую отрасль Казахстана, а затем обвинили правительство страны в попытке рейдерского захвата своей собственности и потребовали возмещения убытков на сумму $4 миллиардов. В январе 2013 года Арбитражный суд Стокгольмской торговой палаты установил нарушение со стороны Казахстана договора об энергетической хартии и обязал правительство выплатить семье Стати компенсацию на $500 миллионов. Однако власти отказались, после чего пострадавшие бизнесмены перешли к поиску обеспечительных мер. И вот Астана, как видим, нашла выход, более того — уже с начала года, по данным МВФ, Казахстан пополнил золотовалютный запас на 193 тыс. унций (5,4 тонн).

Неудобство для России

Теперь следует продвижение в такой тонкой сфере, как борьба интересов на Каспии, где военно-политическое влияние США многие годы было минимальным.

Считается, что сам по себе маршрут транспортировки американских военных грузов через порты Черного моря и далее в Азербайджан и на Каспий — это гораздо более сложная логистика. Но Белый дом, по крайней мере, в этом аспекте демонстрирует, что не позволит РФ держать себя за горло, причем где бы то ни было (ведь то же самое Вашингтон старается показать и на «корейском», и на «сирийском» фронтах). Несомненно, подобный разворот Казахстана в сторону США носит антироссийский характер, правда, сам по себе пока не угрожает интересам России напрямую.

Тем не менее американское присутствие на Каспии — в любом качестве — для Москвы крайне нежелательно. Ведь это в любом случае — попытка прорыва контролируемого Россией режима диалога вокруг раздела акватории Каспийского моря, который позволил бы таким странам, как Азербайджан, в разы нарастить, а таким каспийским странам, как Туркменистан, Казахстан и Иран, начать масштабные поставки газа в ЕС — как по существующей, так в будущем и по строящейся перспективной инфраструктуре.

Кстати, чтобы хотя бы символически усилить позиции России в этом отчасти смежном с сирийским каспийском вопросе, буквально за сутки до встречи Эрдогана с Путиным и Рухани в Анкаре министр обороны РФ Сергей Шойгу приказал перебазировать тамошнюю эскадру ВМС России в Каспийск.

Однако то, что происходит сейчас с позицией Казахстана, является серьезным ударом по статус-кво в регионе. Ведь ровно четыре года назад, в апреле 2014-го, Иран и Россия добились единодушного согласия остальных прикаспийских государств относительно недопустимости иностранного военного присутствия на Каспийском море. Чем вроде бы исключили любую возможность развертывания в будущем в его бассейне сил НАТО.

В политической декларации, подписанной на IV Каспийском саммите в Астрахани 29 сентября 2014 года президентами пяти прикаспийских государств, «закреплен один из основополагающих для обеспечения стабильности и безопасности принципов — право пребывания на Каспийском море имеют вооруженные силы исключительно прибрежных стран», было сказано в заявлении Владимира Путина по итогам встречи. Теперь получается, что этот принцип — вовсе не основополагающий (может быть, потому что еще недавно обожавший Владимира Путина журнал Time впервые не включил Владимира Путина в первую сотню влиятельных людей мира?).

Не секрет, что страны в бассейне Каспийского моря наращивают сотрудничество с США и Европой в сфере безопасности и энергетики. В первую очередь — это Азербайджан, который в силу своих огромных нефтегазовых богатств выступил для Запада стратегическим партнером благодаря трубопроводам Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум, которые находятся вне контроля Москвы. Выступая на саммите НАТО в Уэльсе, президент Ильхам Алиев сказал, что его страна стала для альянса «надежным» партнером и наращивает усилия по обеспечению все более широкой логистической поддержки операций НАТО в Афганистане. Более того, Азербайджан после 2002 года сам стал частью сил ISAF в Афганистане.

И хотя за прошедшие четыре года в отношениях Азербайджана и США были разные периоды, нынешним прагматическим подходом президента Трампа в Баку довольны. Помимо этого, широко известно, что в контексте российской агрессии против Украины официальные лица НАТО пытаются улучшить военное сотрудничество со странами «ближнего зарубежья» России (бывшими членами Советского Союза, по-прежнему находящимися в сфере влияния Москвы).
Одиночество по Суркову

И все же Казахстан явно далеко заходит (возможно, тестируя размеры пресловутого «окна Овертона») в переговорах об открытии в северо-западном порту Актау военно-морской базы, обслуживающей потребности войск США и НАТО. В то же время США многие годы играли активную роль в оказании Азербайджану, Казахстану и Туркменистану помощи в укреплении их обороны и даже развитии собственных военно-морских флотов.

Грузы в интересах Пентагона и НАТО до Актау и Курыка будут возить по железной дороге через Грузию (до нее по Средиземному и Черному морю, в том числе через Украину, либо воздушным путем) и через порты Азербайджана. Из Казахстана они могут продолжать путь либо тактическими военно-транспортными самолетами, либо опять-таки по железной дороге — например, через территорию Узбекистана. Который, во-первых, еще со времен выхода из ОДКБ в далеко не лучших отношениях с РФ, а во-вторых, в начале года завершил электрификацию участка от Карши до Термеза. Через Амударью, которая отделяет этот город от Афганистана, проложен Мост дружбы, а рядом есть аэропорт. Впрочем, сухопутный маршрут через Кыргызстан и Таджикистан тоже теоретически возможен, но осложнен политической зависимостью обоих государств от России и присутствием в последней 201-й базы ВС РФ.

В настоящий момент основной маршрут материального обеспечения воинского контингента США в Афганистане проходит через союзный Соединенным Штатам Пакистан. Но в силу постепенного ухудшения двусторонних отношений (по мнению администрации Дональда Трампа, союзники не способны навести порядок на своей территории — Вашингтон Обамы относился к Исламабаду помягче) в Пентагоне задумались об использовании альтернативного маршрута. По крайней мере, такова прагматическая мотивация американского интереса к Казахстану. Ведь усиленный Трампом контингент в Афганистане нуждается в надежной логистике.

Ясно, что считать планы Астаны по допуску ВМС США в акваторию Каспия согласием на появление в регионе американских военных баз пока, видимо, преждевременно (вообще-то, Казахстан — член ОДКБ). Любая военная база на чужой территории, как правило, предполагает экстерриториальность, постоянный военный персонал, модификации законодательства, доверие между разведывательными службами. Насколько можно судить из опубликованных сообщений, ни о чем подобном на данный момент речи не идет. Однако появление даже транзитных пунктов Пентагона на территории ближайшего союзника не может не вынудить Москву предпринять какие-либо меры.

Революция в Армении, неясно пока на что направленная смена правительства в Кыргызстане («ушли» некоторых сторонников экс-президента Атамбаева), «броманс» в отношениях с Беларусью, нервный союз с Ираном — по сути, Россия и впрямь скоро окажется в том самом состоянии геополитического одиночества, о котором притворно мечтает Владислав Сурков. В реальности же — она все чаще демонстрирует свое бессилие.

По словам министра иностранных дел РК Кайрата Абдрахманова, соглашение о портах — целиком в интересах Казахстана как стратегического партнера Соединенных Штатов. «Взаимодействие Казахстана и США, расширившееся после визита Назарбаева в Вашингтон, приобретает конкретное содержание», — отметил министр. То есть речь о долговременной тенденции, которая Москву радовать не может.

Но если бы только это.

Я тебя породил…

По мнению наблюдателей, еще одну мину замедленного действия под российские интересы подкладывает недавнее присоединение Казахстана к договору о запрещении ядерного оружия, который, отметим, проигнорировали все без исключения ядерные державы. Дело в том, что после вступления этого документа в силу государства-подписанты будут вынуждены отказаться от присутствия на своей территории любой иностранной ядерной инфраструктуры. Многие забывают, что Россия еще с советских времен содержит на территории Казахстана ряд важнейших для путинского режима военных объектов. Прежде всего — это системы стратегической противоракетной обороны и испытательные полигоны. Найти замену таким полигонам за прошедшие десятилетия в РФ так и не смогли. Присоединение к договору означает только одно: придет день, когда Астана попросит российских военных на выход, будучи при этом (в отличие от Еревана или Бишкека) полностью финансово независимой от Москвы.

В контексте этих корректирующих внешнеполитический вектор «Ак Орды» маневров стоит воспринимать и ставшую неприятной неожиданностью для Путина политическую позицию Казахстана по Сирии. 14 апреля Астана отказалась поддержать Москву в ООН, воздержавшись во время голосования по российской резолюции. Такой подход казахстанские идеологи евразийской интеграции объяснили необходимостью подчеркивать свой нейтралитет, чтобы и впредь пребывать в статусе организатора мирных переговоров по Сирии. Естественно, такая аргументация (как минимум в глазах Кремля) лишь отчасти похожа на правду.

В комплекте с переводом страны на латиницу, запуском арбитражного суда в Астане по британской модели, внезапно эффективными вояжами в США, зондированием общественного мнения в отношении «казахизации,» изменение позиции по Каспию сразу в обеих сферах — военно-политической и экономической — ключевой момент. Ведь оно чревато изменением баланса сил в регионе и даже в перспективе выводом из изоляции Туркменистана.

Вероятно, впечатленный катастрофой, которой обернулась извращенная Путиным его идея евразийской интеграции, Назарбаев стремится обеспечить покой тому Казахстану, которого уже не застанет. Причем действует по отношению к этой идее в духе гоголевского Тараса Бульбы («я тебя породил, я тебя и убью»).

Защиту от бывшей метрополии в этом регионе могут обеспечить либо США, либо Китай. Ориентация на Китай пугает казахстанское общество и его политическую элиту, поэтому выбор достаточно очевиден. В свою очередь, для России маневр Астаны означает, что ее региональное лидерство рухнуло не только в Восточной Европе, не только разрушается на Южном Кавказе, но и входит в эпоху сумерек в Центральной Азии.

ИноСМИ.RU, 26.04.2018

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details