В интервью Азаттыку в связи с визитом президента Узбекистана в Казахстан политолог Азимбай Гали говорит и о «власти после Каримова и Назарбаева».
Президент Узбекистана Ислам Каримов, прибывший в Астану с визитом, сегодня встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
Свой визит в Казахстан Ислам Каримов характеризует как представившуюся возможность критически проанализировать узбекско-казахстанские взаимоотношения, обсудить проблемы регионального и мирового значений.
Нурсултан Назарбаев отмечает, что, несмотря на негативные тенденции мировой экономики, снижение цен на основные товары, товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном все равно растет, однако экономические мощности двух стран все еще используются не полностью.
Как сообщили в пресс-службе президента Казахстана, лидеры двух стран обсудят вопросы в сферах торгово-экономического, водно-энергетического, транспортного и культурно-гуманитарного сотрудничества, обменяются мнениями о других региональных и мировых актуальных проблемах.
По мнению политолога Азимбая Гали, для укрепления экономических связей и культурно-гуманитарных взаимоотношений, о чем заявили Назарбаев и Каримов, политические системы двух стран должны стремиться к развитию по демократическому направлению.
Азаттык: Узбекистан с самым большим населением в Центральной Азии и Казахстан с самой большой экономикой в регионе являются соперниками или партнерами?
Азимбай Гали: Это закономерно, когда между соседними странами с похожими историей и культурой существует соперничество или конкуренция. С этой позиции соперничество между Казахстаном и Узбекистаном можно было наблюдать в различные исторические периоды. Соперничество между политическими элитами двух республик особенно ярко проявлялось после установления советской власти. Уровень консолидации между политическими элитами двух республик проявился в 1924 году, когда часть Туркестанской АССР была присоединена к Казахстану, а вторая ее часть вместе с Ташкентом – к Узбекистану. Некоторые до сих пор не могут забыть, что Ташкент, где базировались казахские интеллектуалы, был передан Узбекистану.
Несколько районов Казахстана и после были переданы Узбекистану. Казахстан их полностью не смог вернуть. Согласно статистике советского периода, экономический потенциал Узбекистана был выше. К тому же между республиками существовала конкуренция и с демографической точки зрения. Несмотря на то, что в соответствии с данными переписи 1926 года казахов было больше, позднее их число не повышалось. Население Узбекистана быстро выросло, к тому же в стране вели политику по ассимиляции других национальностей, в том числе и казахов.
Азаттык: Как развивались взаимоотношения между Казахстаном и Узбекистаном после обретения независимости в 1991 году?
Азимбай Гали: Так как в обеих странах была автократическая власть, были периоды, когда страны демонстрировали друг другу гонор и характер. Прежде на границе между Казахстаном и Узбекистаном часто происходили конфликты. Были случаи, когда люди попадали в перестрелку при незаконном пересечении границы или по неосторожности. Однако похоже на то, что в последнее время такие случаи наблюдаются реже.
В середине 1990-х годов южные регионы Казахстана сильно зависели от узбекского газа. Мы помним, как с началом зимы Узбекистан прекращал подавать газ или поднимал на него цены. Казахстан избавился от этой проблемы, приступив к разработке небольшого запаса газового месторождения Амангельды в Жамбылской области. Когда не было газопровода из западных регионов, как сейчас, проблема подачи газа была одной из главных между двумя странами.
Также строительство Казахстаном в 2008-2011 годы Коксарайской плотины сыграло свою роль в политико-дипломатических взаимоотношениях. Потому что с наступлением зимы со стороны Узбекистана прибывало большое количество воды, и населенные пункты по берегам реки Сырдарьи в Казахстане постоянно сталкивались с проблемой наводнения. Правительство Казахстана ежегодно обращалось к Узбекистану с просьбой уменьшить объемы воды.
За исключением вот таких мелких неурядиц, между двумя странами не было явных недоразумений.
Азаттык: Казахстан прежде заявлял об инвестировании в соседние страны. Казахстан вкладывал деньги в Узбекистан?
Азимбай Гали: Из бывших советских стран Казахстан, возможно, инвестировал в такие страны, как например Грузию и Кыргызстан. Однако казахстанские предприниматели не едут в Узбекистан, боятся, что могут лишиться денег. Потому что в Узбекистане превосходит такой вид авторитаризма, как деспотия. То есть дочь Ислама Каримова или его родственники могли запросто отобрать прибыльные предприятия.
Азаттык: Что общего между экономическими и политическими системами Казахстана и Узбекистана и чем отличаются?
Азимбай Гали: После 1991 года Казахстан стал проводить либеральную правовую реформу в социально-экономической сфере. Узбекистан изменил лишь внешний облик советского хозяйства, не стал рисковать, как Казахстан, и проводить «шоковую» реформу. Узбекистан стал проводить реформы, противоречащие принципам свободного рынка, земли в частную собственность не отдал, до сих пор строго придерживается советской системы прописки, которая не позволяет жителям переезжать в города. В Узбекистане есть и газ, и золото, и уран, немного нефти, однако из-за непроведенных реформ экономика страны отстает от экономики Казахстана. Поэтому мы часто говорим с гордостью, что Казахстан идет впереди соседних стран. Если бы Узбекистан провел рыночную реформу наряду с Казахстаном, то давно вырвался бы вперед.
Если бы Узбекистан провел рыночную реформу наряду с Казахстаном, то давно вырвался бы вперед.
Несмотря на то, что президенты двух стран – Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов – принадлежат одной формации, это люди разных взглядов. Поэтому, на первый взгляд, политические системы двух республик похожи, однако есть и отличия. Автократическая власть в Узбекистане близка к восточной деспотии. Для укрепления братских взаимоотношений политические системы двух стран должны стремиться к развитию по демократическому направлению.
Азаттык: Какие модели власти могут выбрать две страны после ухода Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова, находящихся у власти более 20 лет?
Азимбай Гали: В Узбекистане силен исламский фактор, поэтому в этой стране, возможно, те, кто придет к власти после Каримова, долго не протянут. Не удивительно, если после нескольких революций, как в Украине, к власти придут исламисты.
Никто не может сказать, каким образом Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов передадут власть. Мы о смене власти можем узнать лишь по телевизору. То есть может повториться туркменский сценарий. Когда умер президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, председатель сената был арестован в одну ночь по нелепому обвинению. Если власть будет передана таким образом, то это могут объяснить «проблемами национальной безопасности, сохранением целостности страны».
Азаттык: Спасибо за интервью.
Радио Азаттык