Это интервью с «агашкой» появилось благодаря тому, что мне удалось «поймать» его в Алматы в промежутке между прилетом из-за рубежа и отлетом в Астану. На просьбу объяснить или прокомментировать события 23 января, когда сотрудники КНБ провели массовые обыски и задержания активистов демсил, он только махнул рукой и сказал, что Акорда слетела с катушек.
Если убрать нецензурные выражения и политические определения такого же характера, то из сказанного моим визави следует, что все у кого есть мозги, уже понимают — налицо кризис и агония Назарбаева и его режима. Но проблема, по словам моего собеседника в том, что все, во-первых, боятся, во-вторых, не знают что делать. Нужен вожак, который поднимет знамя и поведет за собой.
На мою реплику, что такого человека не видно и не предвидится, мой визави грустно сказал — значит, Назарбаев успел выбить всех, никто не спасся, не уцелел.
На вопрос, почему Назарбаев не убрал Карима Масимова и Аслана Мусина, «агашка» сказал, что они нужны елбасы, потому что после Жанаозена повязаны с ним кровью и выполнят любой приказ, даже если это приказ давить танками женщин и детей.
Но он обратил мое внимание на то, как президент «обложил» премьер-министра: ФНБ «Самрук-Казына» отдал Умирзаку Шукееву, а вице-премьерами сделал людей, не дружащих с Каримом Масимовым, — Серика Ахметова и Кайрата Келимбетова. Тогда как верного Мусину Кайрата Кожамжарова елбасы вроде повысил до акима области, но убрал из финансовой полиции. Не остался по его словам без «надзору» и Аслан Мусин — заместителем руководителя администрации президента назначен Бахыт Султанов.
Что касается репрессий против демократических сил, то мой собеседник уверен, что команду на «отстрел» дал непосредственно Нурсултан Назарбаев и снова через Аслана Мусина. Мой визави обратил внимание, что внутри государственной вертикали выстроена другая вертикаль, уже повязанная кровью: Елбасы — Мусин — Касымов - исполнители, стрелявшие в Жанаозене и теперь устроившие там гестаповский террор.
На мой вопрос, почему Нурсултан Назарбаев идет на такие ущербные для его внутриполитического и международного имиджа вещи, как преследование оппозиции и независимых СМИ, я получил ответ — у него просто нет выбора. В Жанаозене все плохо. С одной стороны, там беспредельничают силовики, с другой — там вызревает партизанская война, когда будут отстреливать только за то, что носишь форму полицейского или служишь в КНБ.
Да и сам Назарбаев уже не адекватен, добавил мой визави. Дело в том, что помимо проблем с предстательной железой у него наблюдается ряд других заболеваний. Поэтому многие решения зависят от того, кто и когда докладывает их ему, и в каком он состоянии находится. Точно так же, как это было в свое время с Брежневым. А поскольку лекарства, которые теперь колют Назарбаеву, прямо влияют на мозг, те, кто контролирует действующих врачей, фактически управляет и президентом. Именно поэтому в прошлом году устроили спектакль с внезапным прохождением медосмотра.
На мой вопрос — что дальше — «агашка» устало махнул рукой и сказал печально — лишь бы не было гражданской войны.
Республика-КЗ