Состоявшиеся 16 января досрочные парламентские выборы в Казахстане принесли маленькую, но, похоже, отрепетированную сенсацию.
Проходной семипроцентный порог в мажилис преодолели не только правящая «Нур Отан» (80,74%) и умеренно оппозиционная «Ак Жол» (7,46%), как это и ожидалось, но и еще одна партия. «Бронзовым призером» гонки стала Коммунистическая народная партия (КНПК), получившая 7,2%. Миссия наблюдателей ОБСЕ и ПАСЕ отметила, что выборы в Казахстане были «хорошо администрированы технически», но «все еще не отвечали основополагающим принципам демократических выборов».
У президента Казахстана Нурсултана Назарбаева несколько отличное мнение о прошедших выборах. Он назвал их «беспрецедентными по гласности, открытости и честности». Казахстанский лидер произнес эти слова в ночь после выборов, подводя их итоги фактически только на основании экзит-пулов, еще до оглашения ЦИК предварительных официальных результатов. Столь необычное для пространства СНГ доверие высшего государственного руководства к результатам неформальных социологических опросов на выходе из избирательных участков заставляет предположить, что изначально было принято решение объявить о результатах выборов как можно раньше, причем сделать это предстояло самому президенту страны. Разумеется, оглашенные ЦИК утром 16 января цифры от данных экзит-пулов практически не отличались.
Назарбаев заявил, что «победа «Нур Отан» — это победа всего народа» и теперь «предстоит сделать все для того, чтобы наши люди жили лучше, экономика росла и укреплялась наша независимость». О необходимости политических реформ президент Казахстана не сказал ничего.
Между тем именно отсутствие обещанного Назарбаевым во время председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году процесса демократических преобразований стало причиной заметного разочарования западных наблюдателей прошедшими парламентскими выборами.
«Властями не были созданы условия для проведения подлинно демократических выборов, являющихся обязательными для функционирования демократических институтов», — говорится в опубликованном вчера заявлении миссии наблюдателей ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).
Список претензий наблюдателей к «контролируемым», по их определению, выборам выглядит впечатляюще. Партиям чинились препятствия в ходе их регистрации, из партийных списков исключались кандидаты, ограничивалась свобода собраний, предвыборных объединений и доступа к информации, ограничивалось публичное обсуждение программ, в прессе царила самоцензура.
«Мы видели ограничение плюрализма, разнообразия и конкурентности, — заявил глава миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Миклош Харашти, — в этой стране отсутствует свобода». Последние слова гна Харашти прозвучали в ответ на заявления некоего доктора права. Обидевшись на упреки в адрес казахстанской власти, он обвинил ОБСЕ в том, что она «посылает наблюдать за выборами человека, известного своим критическим отношением к Казахстану и его руководству».
Глава делегации ПАСЕ Жоао Суареш вступился за честь своей организации. «Мы все — друзья Казахстана, который построил замечательную столицу, достиг больших экономических успехов, первым отказался от ядерного оружия, поставил памятники жертвам сталинских репрессий в лагерях ГУЛАГа, но мы хотели бы большего от страны, возглавлявшей ОБСЕ и проведшей первый за многие годы ее саммит», — заявил он.
Миклош Харашти объяснил проблемы нынешнего Казахстана тем, что руководству страны «недостает политической воли, чтобы позволить самому обществу осуществлять демократические процедуры и перестать его контролировать».
О том, как проходили выборы в Жанаозене в условиях действующего там с середины декабря прошлого года чрезвычайного положения, рассказал вчера депутат немецкого бундестага Андрей Хунко. Интерес к его впечатлениям был особенно велик, поскольку лишь ему одному власти Казахстана разрешили встретиться с приговоренной к шести годам заключения летом прошлого года профсоюзной активисткой из этого города Натальей Соколовой. Не исключено, что разрешение встретиться с Соколовой депутат получил из-за того, что уже на 8 февраля намечен официальный визит в Германию президента Назарбаева.
По словам Андрея Хунко, Соколова поплатилась за свою решимость помогать бастующим нефтяникам защищать свои законные права, и ее наказали, чтобы «другим неповадно было». Тем не менее он выразил надежду, что очередная апелляция Натальи Соколовой, поданная ею на днях в Верховный суд Казахстана, будет внимательно рассмотрена. Он заметил, отвечая на вопрос «МН», что правительство Германии в первую очередь заинтересовано в обеспечении стабильности в Казахстане. Еще и потому, добавил он, что Европе в этом году предстоит встретить новую волну экономического кризиса.
Что же касается выборов в Жанаозене, то Андрей Хунко считает, что в значительной степени их результат будет определяться голосовавшими там по открепительным талонам несколькими тысячами бойцов ОМОНа.
mn.ru