В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Жамбылской области на процессе по делу Мухтара Аблязова, обвиняемого в организации убийства банкира Ержана Татишева, после недельного перерыва продолжился допрос свидетелей.
В зале судебного заседания вновь ожили персонажи и события первой половины нулевых, когда конфликт интересов, сопровождавшийся непомерной алчностью и честолюбием, привел к фатальным последствиям…
Первой после возобновления процесса была допрошена свидетель Лаура Турысбекова, работавшая в ту пору (с января 2000 года по июнь 2007 года) в АО «ТуранАлемСекьюритис» («ТАС») – дочерней организации АО «Банк ТуранАлем». АО «ТАС» являлось брокерской компанией, оказывавшей брокерские услуги как самому банку, так и другим клиентам. В этой организации Лаура Турысбекова поднялась по служебной лестнице с должности юриста до заместителя председателя правления, и, конечно, ей было известно многое…
– Произошли ли какие-либо изменения в деятельности банка после смерти Татишева? – задает вопрос гособвинитель Ильяс Ескалиев.
– Безусловно. С одной стороны, мы, как и прежде, обслуживали компании-акционеры банка и другие компании на рынке ценных бумаг. Но состав акционеров банка претерпел существенные изменения. Причиной тому послужил приход к управлению банком Мухтара Аблязова, который выкупил долю банка, доставшуюся по наследству Анар Айтжановой – вдове Ержана Татишева.
Однажды, где-то в начале 2005 года, я случайно оказалась в переговорной комнате головного банка и там увидела Садвакаса Мамештеги, который в то время являлся и. о. председателя правления банка, братьев Ержана Татишева – Ерлана и Еркина, еще двух или трех незнакомых мне лиц и Мухтара Аблязова. И я поняла, что слухи о возвращении Аблязова в банк – это правда. И действительно, в мае 2005 года Аблязов официально был избран председателем совета директоров банка «ТуранАлем». И уже летом – осенью 2005 года в банке активно велась работа по «переписи» акционеров. Это, как я понимала тогда и понимаю сейчас, было связано с тем, что для получения полного контроля над банком Аблязову в первую очередь необходимо было переписать акции банка на аффилиированные компании, которыми управляли его друзья. Для этого в банке было создано целое управление – Управление корпоративного бизнеса (УКБ № 6), которое возглавила Вероника Ефимова.
Управление занималось созданием аффилиированных компаний и их дальнейшим кредитованием для покупки вновь выпускаемых акций БТА Банка. И если большая часть прежних компаний-акционеров (связанных с Татишевым) – это были реальные компании, которые занимались аграрными и производственными видами деятельности, такие как АО «Оркен», АО «Яссы», ТОО «СМКК», ОАО «Макта Арал», АО «Агроинвест», а также подконтрольные Татишеву иностранные компании CP Credit Prive SA, Hawsbrook, Strident Enterprises LTD, то «переписанные» в пользу Аблязова компании никакой производственной и коммерческой деятельностью не занимались, это были компании-пустышки, предназначенные для номинального владения акциями АО «Банк ТуранАлем» в пользу его нового хозяина Мухтара Аблязова. Эти компании-дублеры носили похожие названия, к примеру, было АО «Оркен» – стало ТОО «Оркен Инвест», было АО «Яссы» – стало ТОО «Яссы-Инвест» – и т. д.
– А для чего, как вы считаете, это делалось? – поинтересовался судья Кенжегали Кенжебеков.
– Чтобы не бросалась в глаза резкая смена акционеров – думаю, что с этой целью. В дальнейшем эти компании-кальки активно использовали для искусственного увеличения капитала АО «БТА Банк».
– Как же Аблязову удалось получить контрольный пакет акций?
– Посредством выкупа у вдовы Анар Айтжановой ее банковского наследства. Частичный расчет за акции, принадлежащие вдове, был осуществлен по схеме мнимой покупки ценных бумаг, рейтингом «ААА» у подконтрольной банку офшорной компании Casalake со стороны банка. В указанной схеме были также задействованы созданные ранее и находящиеся под управлением АО «ТуранАлемСекьюритис» офшорные компании IrwoodCommercial LTD и MignolaServices S.A. Компании эти создавались примерно весной 2003 года. Меня вызвал к себе в кабинет на 12-й этаж курирующий нашу дочернюю организацию заместитель председателя правления АО «Банк ТуранАлем» Садвакас Мамештеги и поручил мне открыть или купить несколько офшорных компаний, а также открыть счета для этих компаний в иностранных банках. Помимо этого, он поручил мне администрировать офшорную компанию Casalake, где он является бенефициаром. В дальнейшем указанные компании были задействованы в различных брокерско-дилерских схемах.
Свидетель Турысбекова подчеркнула, что деньги, заплаченные Анар Айтжановой, не были личными средствами Мухтара Аблязова, это были средства банка! В целом схема вывода денежных средств из банка для расчета со вдовой выглядела следующим образом. Банк через казначейство направлял суммы на брокерский счет, якобы открытый в Casalake (который выдавал себя за брокера банка, хотя на самом деле брокером не являлся, а был обычной офшорной компанией, аффилиированной с руководством банка через Мамештеги). Далее Casalake направлял полученные денежные средства на счета компаний IrwoodCommercial LTD и MignolaServices S.A., а в банк от имени компании Casalake направлялись липовые отчеты о покупке высоколиквидных ценных бумаг, которые на самом деле никогда не приобретались. И в дальнейшем все полученные суммы компании IrwoodCommercial LTD и MignolaServices S.A. через ряд других компаний перечислили Анар Айтжановой. Свидетель показала, что в июне 2005 года, выполняя задание председателя правления АО «ТуранАлемСекьюритис» Кайрата Бектанова, она перечислила из компаний IrwoodCommercial LTD и MignolaServices S.A. в пользу ряда компаний, связанных и не связанных с акционерами банка, 150 600 000 долларов США. Вся эта сумма была передана Анар Айтжановой за приобретенную у нее Аблязовым долю банка.
– Практически при каждом переводе, – рассказывала свидетель, – мне звонили Мамештеги или его заместитель Жаримбетов, которые запрашивали у меня сведения о проведении платежей. После второй транзакции я спросила у Бектанова, с чем связан такой интерес, и Бектанов объяснил мне, что это конфиденциальные транзакции, направленные на выкуп акций у вдовы Ержана Татишева.
Вот так Аблязов расплатился со вдовой за приобретенную у нее долю банка из средств самого же банка!
Экспресс К, 07 Ноября 2018