Состоявшийся в пятницу в заповеднике Бурабай на севере Казахстана саммит глав государств СНГ, судя по речам, которые там произносились, прошел под знаком увеличивающейся угрозы с юга – угрозы, которую представляют собой радикальные исламисты ИГИЛ и движение Талибан в Афганистане.
Эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов рассказал «Голосу Америки», что для стран СНГ серьезная вовлеченность России в сирийскую войну стала как минимум поводом для беспокойства:
«В день рождения Путина в качестве, видимо, подарка, российские военно-космические силы нанесли удар по Сирии ракетами из каспийского региона, частью которого являются Казахстан и Азербайджан, да и Туркменистан там на пути. Нурсултан Назарбаев не может пройти мимо этого факта, думаю, что в Ашхабаде тоже поежились, обнаружив, что по соседству с ними Каспийская флотилия стреляет по Ближнему Востоку, да и в Азербайджане тоже, наверное, поежились от этого».
«С включением России в серьезную военную операцию на Ближнем Востоке, вход в которую – рубль, а выход – не два, а десять, я думаю, Путину было необходимо публичное одобрение Назарбаева, как самого важного своего коллеги и партнера на евразийском пространстве, аксакала в постсоветской политике», – считает Аркадий Дубнов.
Эксперт говорит, что лидеры центрально-азиатских стран СНГ, скорее всего, с большой радостью восприняли решение президента США Барака Обамы оставить американский контингент в Афганистане на более долгий срок: «Более чем понятно, что они заинтересованы в продолжении американского присутствия в Афганистане, но публично одобрить это, что называется, не комильфо для лидеров постсоветского пространства».
В конечном счете, убежден Аркадий Дубнов, и Россия в этом заинтересована: «Пока что Россия таскала в Афганистане каштаны из огня чужими руками – руками США, и присутствие Соединенных Штатов дает надежду ей хоть на какое-то сдерживание развития ситуации по плохому сценарию в этой стране».
По мнению военного обозревателя Александра Гольца, Александр Лукашенко, несмотря на его очевидную зависимость от России, понимает, что Москва может втянуть его в очень опасную игру. Повышая ставки в военном противостоянии с Западом, Путин, по мнению эксперта, хочет использовать для этого территорию Беларуси: «У России есть проблемы, ей как-то надо реализовать свои угрозы об ответных действиях на развертывание переменных контингентов сил НАТО в Балтии и появление там американских современных истребителей F-22. И появилась идея развернуть дополнительные авиационные части где-то вблизи границы так, чтобы это было демонстративно. Выбор пал на белорусские Барановичи, где собираются создать базу. И, конечно же, это еще и демонстрация, что союзники по-прежнему послушны и готовы выполнить любую российскую просьбу».
При этом, полагает Александр Гольц, нежелание Лукашенко идти на поводу у этой инициативы Путина демонстрирует общую слабость позиций России:
«Вот смотрите, в последние недели нам рассказывают, что Россия – единственная, кто эффективно борется с террористами в Сирии, что речь Путина в ООН была великой, что к нему сейчас прислушивается мир, и так далее – и в это самое время ближайший союзник, живущий на российские деньги, вдруг говорит, что знать ничего не знает ни о какой базе, что все это нужно обсуждать, и так далее. Тут поневоле засомневаешься во всей пропаганде».
Однако юго-восточное направление, считает Александр Гольц, для России действительно важное:
«Для России сегодня очевидная, реальная военная угроза проистекает из Центральной Азии. До окончательного захвата власти талибами в Афганистане осталось по наилучшему сценарию года полтора. Потом то, что мы называем «исламским экстремизмом», перепрыгнет через Амударью и через Пяндж и столкнется там со слабыми коррумпированными авторитарными режимами, подданные которых мучаются от чудовищной бедности. Вот это - идеальные условия для начала всевозможных гражданских войн».
«С 2011 года Россия стала старательно создавать силы быстрого реагирования СНГ не потому, что России нужна там казахская бригада или батальон Таджикистана, а потому что России нужно легитимное право на вмешательство в конфликт на ранней стадии, когда это еще можно как-то сдержать российскими военными силами, не допустить наихудшего сценария. Собственно говоря, маневры СНГ “Центр-2015” – это была репетиция вторжения в некую страну, захваченную террористами и охваченную беспорядками», – рассказывает эксперт.
Александр Гольц уверен: Россия искренне опасается того, что центрально-азиатские режимы перед радикальными исламистами не устоят: «До недавнего времени казалось, что Казахстан будет надежным щитом России. Но все надежды на Казахстан связаны со здоровьем одного единственного человека – господина Назарбаева. И если предположить какой-нибудь наихудший сценарий, то в этом случае десятки, если не сотни тысяч беженцев, а с ними и бандформирований, и торговцев наркотиками, и торговцев оружием окажутся где-нибудь в районе Оренбургской области».
CA-NEWS, 19.10.2015