Один из самых перспективных премьер-министров страны, около года назад получивший колоссальный карт-бланш не только от президента, но и от вечно глухо ропщущего и индифферентно настроенного населения, карагандинец Серик Ахметов, похоже, все-таки не проходит заданную ему профессиональную трепку или проверку «на вшивость». По крайней мере, за неполный год пребывания на ответственном посту премьера Серик Ныгметович страшно осунулся и похудел, став похожим на зомби в человеческом облике.
Оттопырившиеся скулы чудовищно выпирают по боками его почерневшего лица с глубоко ввалившимися глазами. На лице Ахметова постоянно читается дикая усталость, безволие и готовность вот-вот сложить голову – нет, не на плаху, а на рабочий стол. В отличие от живого, энергичного и способного работать 24 часа в сутки Карима Масимова, по-стахановски отпахавшего почти 5 лет на посту председателя правительства, Серик Ахметов выдохся уже на излете первого года правления, превратившись в «ходячего мертвеца». Так что вопрос о том, быть или не быть – вероятно, даже чисто физически, Серику Ныгметовичу во главе кабмина не исключено, что будет решен уже до конца текущего года. Тогда как аппаратная схватка бульдогов под ковром за место премьер-министра может обостриться с новой, нешуточной силой.
К сожалению, не добавляет эффекта популярности Ахметову и его мелкотравчатая, вечно пугливая и забитая позиция буквально по всем социально значимым проблемам. Плохо, беззубо и невнятно выглядел казахстанский премьер перед публикой, отдуваясь за повышение пенсионного возраста для женщин. К тому же, как бывший рабочий успел снискать себе антипатию и в среде, как бы раньше сказали, простых трудящихся. Что обидно вдвойне, однако никто ни тянул Серика Ныгметовича за язык и не просил его вставать на защиту экономических интересов богатейшего человека планеты, а для всех нас – вурдалака с кришнаитским лицом, олигарха Лакшми Миттала. Что поделаешь, но «такой хороший парень Серик» свой выбор, похоже, уже сделал. Интересы простых тружеников и их семей – граждан Казахстана, Серику Ныгметовичу до одного места. Он больше сосредоточился на помощи «обездоленным» владетелям и иностранным топ-менеджерам зарубежной корпорации, выкачивающей запасы из нашей земли.
Денег нет. Нужно спасать миллиардера Миттала
События последних месяцев в Казахстане наглядно иллюстрируют тот вред, который наносит здоровью нации игра в честную политику. С экранов телевидения, в печатных СМИ, в интернете государственные мужи честно говорят о внезапно поразившем мир глубоком экономическом кризисе. И призывают граждан потуже затянуть пояса. Бюджет может недосчитаться 19,5 млрд. долларов к 2023 году, верещал, например, глава Нацбанка Григорий Марченко, спешно отправившийся на отдых после чрезмерно агрессивной агитации за повышение пенсионного возраста для казахстанских женщин, вероятно, пошатнувшей его здоровье. Дай бог ему долгих лет жизни.
В унисон главному банкиру говорил и премьер Серик Ахметов.
Однако расчеты игроков не оправдались: народ не проникся уважением к их прямодушию и пониманием тяжких финансовых перспектив. Зато народными настроениями проникся президент, ибо финансовый кризис внезапно грозил перерасти в кризис политический. Дабы не допустить этого, он наложил вето на непопулярную законодательную инициативу. Парламенту, соответственно, и в голову не пришло преодолеть его. Таким образом, Нурсултан Назарбаев забил гол в ворота и парламента, и правительства.
Увы. Урок, по-видимому, не пошел впрок. Недавно глава казахстанского правительства огорошил своих земляков – шахтеров и металлургов Караганды – очередным ноу-хау. Он поручил Министерству индустрии и новых технологий РК совместно с АО «Арселор Миттал Темиртау» (далее – АМТ) представить правительству меры государственной поддержки … миллиардеру Лакшми Митталу.
«Мы сейчас в правительстве рассматриваем вопросы, связанные с антикризисными программами крупнейших наших компаний, что показывают предварительные итоги по «Арселор Миттал Темиртау» — возможности у компании есть, ниши они свои находят. Если снизился экспорт по ряду направлений – по отгрузке металла в сторону Ирана и Китая, то открываются новые возможности в сторону России и Европы. И самое главное, на что я хотел бы обратить внимание – это использование потребностей внутреннего рынка», — сказал, было вначале глава кабмина, а потом «с ученым видом знатока» заметил: «На такие крупные компании нам необходимо обратить внимание. Пока ситуация на рынке горно-рудной и горно-металлургической отраслей не ясна».
Все бы ничего, да эти сентенции премьера как-то не увязываются с другим его посылом: за 5 месяцев этого года «видно оживление в таких отраслях, как черная металлургия, производство железных руд. Мы видим, что индекс физического объема в этих предприятиях немного улучшается».
Коль улучшается, то к чему тратить бюджетные миллиарды рядовых казахстанских налогоплательщиков, тех же самых подневольных миллиардеру шахтеров и металлургов, на «поддержание штанов» вечно плачущего в жилетку работяг вечного постояльца книги Forbs олигарха индийского происхождения Лакшми Миттала? С какого жира (или лиха)? Что, своих дыр нет? С какого такого перепуга тогда на ровном месте замутили всю эту «бодягу» со своими родными, казахстанскими бабами?
А олигарх Лакшми Миттал он и есть олигарх. У них на роду написано плакаться в чужую жилетку и экономить на чем придется. Например, на спецодежде металлургов и шахтеров и их здоровье. Вон, надумали выставить на тендер шахтерские здравницы, лагерь отдыха для их детей, отдать в частные руки горняцкую медсанчасть, дабы методом кнута самим рулить, кому, как и сколько, зарабатывать профессиональные болезни – внедрить так называемую квоту. Как в анекдоте: «Я сказал «люминий» — значит, люминий».
Между тем дела у предприятия идут далеко не так плохо, как пытаются представить картину казахстанскому правительству карагандинские вассалы лондонского миллиардера. По некоторым источникам, за последние два года (заметим – кризисных! — как утверждают топ-менеджеры АМТ) прибыль превысила 68 млрд. тенге (примерно 455 млн. долларов США).
Глядишь, Серик примет индуизм
Прибыль, уворованная у наемных шахтеров и металлургов за счет экономии даже на их рабочих штанах и рукавицах. А санитарные врачи Караганды бьют тревогу: за 9 месяцев 2012 года по сравнению с 2007 годом уровень профзаболеваний в АМТ повысился: по стальному департаменту — в 1,7 раза, угольному — в 2,3 раза. Инспекторы труда с 8 августа 2011-го по 9 августа 2012 года насчитали 229 нарушений трудового законодательства. За то же время сотрудники департамента по ЧС выявили 12 315 нарушений правил промышленной безопасности и 132 нарушения правил противопожарной безопасности. Вы просто вдумайтесь в эту статистику, чтобы понять положение отчаяния, в которое загоняет шахтеров и металлургов работодатель, за время хозяйничанья которого в Караганде только от взрывов на шахтах погибло около 100 человек. Казахстанских граждан, между прочим. Это столько же вдов и гораздо больше детей, оставшихся без отцов-кормильцев. Работодатель-миллиардер отделался от них жалкими подачками.
Доверенные лица Лакшми Миттала, оккупировавшие Караганду, периодически приезжают в Астану (с пустыми ли руками?) и продолжают плакаться чужому правительству: на масло с колбасой не хватает. Да так рыдают, что пробили-таки брешь в сердце казахстанского премьера. Вот и решило наше правительство, сердобольное к чужим несчастьям, порадеть заморскому человечку и выбить средства из бюджета для поддержания его штанов любым путем. Видимо, забыло, как в конце 80-х прошлого века в знак протеста против политики советского правительства российские шахтеры заблокировали железнодорожные магистрали, по которым уголь шел на металлургические предприятия. То же самое готовы были сделать и карагандинские. Если бы не первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев, прямо с аэропорта прибывший на центральную площадь Караганды к бастующим шахтерам.
Увы. Время поменяло правила той игры. Обращение, в котором от имени всей горняцкой Караганды 8 тысяч бывших земляков слезно просят о вмешательстве в беспредельную политику иностранного инвестора в отношении их здоровья, уже более месяца лежит без движения в высоких кабинетах левого берега Ишима. Зато слезы миллиардера на нищенское свое существование «прошибли» чувствительное к горю чужого дяди душу премьер-министра Серика Ахметова.
Держит нос по ветру и Карагандинский областной акимат: куда выведет кривая? Шахтерскому профсоюзу отвечает: не имеем права, АМТ – собственность не наша! А что на этой собственности гробятся жизни наших сограждан – то это их проблемы! Такая вот честная политика.
CA-NEWS (KZ)