Китай будет делать из региона остров стабильности в море глобального кризиса
Афганистан получил статус страны-наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества, а Турция станет партнером по диалогу ШОС. Таковы предварительные результаты двухдневного саммита ШОС, проходившего на прошлой неделе в Пекине. Другим итогом можно считать заметное стремление хозяина саммита, Китая, продемонстрировать, что регион ШОС может стать оазисом благополучия в океане надвигающейся волны мирового экономического кризиса.
Встреча в Пекине привлекла повышенное внимание мировой элиты. Помимо глав государств — членов ШОС — Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана в ней приняли участие лидеры Афганистана, Ирана, Индии, Пакистана, а также Туркмении и Монголии. Если сюда отнести еще и Турцию, то следует признать, что в столице Поднебесной собрался весь «цвет Востока».
Столь представительное собрание восточных лидеров, которые, как любят подчеркивать в ШОС, представляют большую часть населения земного шара, прошло спустя несколько недель после саммита западного — НАТО в Чикаго, на котором главной была афганская повестка дня. Североатлантический альянс и его союзники обсуждали план действий после вывода натовского контингента из Афганистана в 2014 году, а также собирали средства для афганских национальных сил безопасности. В центре внимания восточного саммита ШОС был также Афганистан и также с акцентом на будущее — после 2014 года.
Предоставление Афганистану статуса страны-наблюдателя при ШОС уравнивает его с уже имеющими подобный статус Ираном, Пакистаном, Индией и Монголией. Однако именно сейчас формальное втягивание Афганистана в орбиту ШОС кажется знаменательным. Еще несколько лет назад в кулуарах организации говорили о желательности этого шага и чуть ли не уговаривали афганцев подать соответствующую заявку. Однако в Кабуле не спешили, понимая, что «породнение» с такими мировыми центрами силы, как Пекин и Москва, не найдет понимания в Вашингтоне.
Наконец, в прошлом году, когда будущий формат отношений с США после 2014 года определился, президент Афганистана Хамид Карзай, которого постоянно приглашали в последние годы на «шанхайские» саммиты, «дозрел». Тем паче, что более тесные отношения с ШОС сулили ему немалую финансовую выгоду и политическую поддержку восточных грандов. Свидетельством тому стало на днях сообщение афганского МИДа о том, что Пекин и Кабул планируют на этой неделе объявить о «выходе отношений на новый стратегический уровень».
«Мы продолжим решать региональные вопросы самостоятельно, защищаясь от потрясений, вызванных нестабильностью за пределами региона, и будем играть более серьезную роль в содействии процессу мирного урегулирования в Афганистане», — заявил председатель КНР Ху в интервью газете «Жэньминь жибао». — Мы усилим коммуникацию, координацию и сотрудничество (с Афганистаном. — [B]«МН»)[/B] в решении важных международных и региональных проблем».
Речь идет о двухсторонних отношениях Пекина и Кабула, но теперь они будут осенены формальным статусом Афганистана в ШОС. «В двухстороннем формате страны ШОС оказывают большое содействие Афганистану. Я убежден, что такого рода помощь будет оказываться и после 2014 года», — заметил в интервью «Голосу России» генсек ШОС, бывший глава МИД Киргизии Муратбек Иманалиев. В этом смысле ничего не изменилось, никаких экономических проектов помощи Афганистану в рамках ШОС, требующих согласования всех стран — членов организации, пока не предвидится.
Но если регулярный гость саммитов Карзай получил повышение в своем статусе до уровня наблюдателя, то другой, причем давний «наблюдатель», — президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, стремящийся уже много лет стать полноправным членом «шанхайского клуба», такой чести пока не удостоился. Тегерану в очередной раз напомнили, что согласно положению о приеме новых членов ШОС ими не могут стать страны, находящиеся под санкциями ООН. Впрочем, как заметил генсек ШОС Муратбек Иманалиев, «заявка Ирана не снята с повестки дня и находится в режиме постоянного нашего внимания». «Мы хотели бы, чтобы вновь вступающие государства не создали бы новые проблемы в рамках ШОС», — деликатно заметил генсек.
Утешением Ахмадинежаду, выступления которого на саммитах с громким обличением «мирового сатаны» (американского империализма) и «сионистского режима» Израиля стали традиционными подарками аккредитованной в ШОС журналистской братии, выглядит ряд двухсторонних встреч, в частности с Владимиром Путиным. По словам помощника президента России по международным вопросам Юрия Ушакова, беседа с Ахмадинежадом имеет особое значение на фоне планируемых переговоров по иранской проблеме в Москве 18–19 июня. «Мы будем еще более настойчиво, если хотите, агрессивно проводить мысль о том, что решение о признании права Ирана на развитие мирной энергетики под надежным контролем МАГАТЭ должно быть одобрено», — заявил помощник президента.
На пекинском саммите была принята декларация о построении в регионе долгосрочного мира и совместного процветания. Сама стилистика документа говорит о китайском происхождении его авторов, а также о стремлении Поднебесной обеспечить себе патронат над регионом во время надвигающейся волны мирового кризиса.
В составе российской делегации в Пекине был замечен экс-губернатор Иркутской области и несостоявшийся кандидат в президенты России Дмитрий Мезенцев. Ему прочат пост будущего генсека ШОС, с января 2013 года согласно ротации в руководящих органах это место переходит от Киргизии к России.
Аркадий ДУБНОВ, обозреватель «Московских новостей»