И теперь, когда Блэр уходит из Казахстана, Астана скатывается в первую за последние два десятилетия рецессию. Страна лишается своего наиболее выдающегося западного адвоката в самый неподходящий момент
Издание Diplomat опубликовало аналитическую статью Кейси Мичела под названием «Good Riddance? Tony Blair Parts Ways With Kazakstan» - «Скатертью дорога? Тони Блэр расстается с Казахстаном».
В предисловии к ней говорится так: «5-летний период работы Блэра с Казахстаном превратил бывшего премьер-министра в самого ярого защитника Астаны на Западе».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «В общем, сотрудничество Блэра с Казахстаном привело к превращению бывшего премьер-министра в самого ярого защитника Астаны на Западе.
Казахстан, имея Блэра в качестве своего советника, за этот период отступил назад на 18 позиций в Индексе восприятия коррупции организации Transparency International.
И теперь, когда Блэр расстается с Казахстаном, Астана скатывается в первую за последние два десятилетия рецессию. Страна лишается своего наиболее выдающегося западного адвоката в самый неподходящий момент».
На протяжении пяти лет бывший премьер-министр Великобритании сотрудничал с правительством Казахстана. Согласно официальной версии, он со своей командой занимался в нашей стране проектами занятости людей, строительства доступного жилья, индустриализации страны, развития сельского хозяйства, инфраструктуры и местного самоуправления.
Но насколько нужны и полезны были его советы? На этот счет Тони Блэр однажды сказал так: «Господин Назарбаев говорит, что мои рекомендации являются неоценимой услугой и это, конечно же, приятно слышать».
Но у него на родине его решение о консультировании официальной Астаны было с самого начала воспринято весьма неоднозначно, даже, можно сказать, критически. Сейчас, когда он объявил о том, что прекращает делать это, есть, думается, повод вспомнить, как такая его деятельность начиналась и как к ней тогда на Западе отнеслись.
Британская газета Financial Times в свое время опубликовала материал Алекса Баркера под названием «Tony Blair’s interest in Kazakhstan» - «Интерес Тони Блэра в Казахстане».
В нем автор так объяснял свое обращение к подобной теме: «Освещение связей принца Эндрью с Казахстаном напомнило мне о другом высокопоставленном брите со страстью к поездкам в Астану – о Тони Блэре.
Тони Блэр
Когда нам доводилось исследовать бизнес и благотворительную империю Блэра, мы были озадачены состоявшейся в 2008 году встречей бывшего премьер-министра с Нурсултаном Назарбаевым, давним правителем Казахстана.
Полное объяснение по тому визиту было дано Блэром в заявлении принадлежащему государству казахскому телеканалу «Хабар»:
«Я очень рад посетить Астану и Казахстан. Ваша столица - очень уникальный город. Он демонстрирует мощь и уровень развития Казахстана. Мы с президентом имели очень плодотворную беседу. Мы обсудили широкий круг вопросов, включая проблемы Ближнего Востока. Казахстан может играть очень важную роль в этой связи. Кроме того, мы обменялись мнениями по вопросам межконфессионального диалога. В этом отношении Казахстан является хорошим примером для всего мира».
Блэр нашел Астану настолько «уникальным городом», что он вернулся туда в январе этого года. Никаких цитат на этот раз. И никакого упоминания роли Блэра в качестве ближневосточного посланника или его интереса в межконфессиональном диалоге. В заявлении казахской президентской администрации для прессы просто говорилось о том, что стороны обсудили «двусторонние отношения».
Десять дней спустя Джонатан Пауэлл также нанес визит в солнечную Астану. Это была не первая его поездка в казахскую столицу после своего ухода из правительства, где он работал руководителем персонала Блэра. В 2008 году от имени Morgan Stanley Пауэлл добился аудиенции с премьер-министром Казахстана для обсуждения вопросов торговых и инвестиционных возможностей.
Его визит в феврале 2011 года, однако же, имел больше общего с правами человека.
Так почему же Блэр и его бывшие помощники питают интерес к Казахстану и его президенту Нурсултану Назарбаеву? Это все еще остается неясным. Я связывался с офисом Блэра и обновлю этот блог, если они захотят сказать больше о цели визита.
Но поездки, похоже, означают, что Блэр и его компаньоны ничуть не утратили желания работать с автократическими лидерами мира, все во имя продвижения политических реформ и экономического развития».
Тони Блэр к своей работе в качестве советника президента Казахстана Нурсултана Назарбаева приступил в октябре 2011 года. Официальная Астана тогда заявляла, что этот бывший британский премьер-министр может давать «бесценные советы» и помочь богатой энергоносителями республике стать самым процветающим и самым стабильным государством в Центральной Азии.
За прошедшие с тех пор пять лет в британской прессе с завидной регулярностью появлялись разоблачительные материалов о «казахстанской миссии» Тони Блэра.
Особенно много их было в апреле нынешнего года, как раз перед тем, как по городам Казахстана прокатилась волна несанкционированных протестных выступлений в связи с земельным вопросом. Инерция информационно-разоблачительной кампании в отношении сотрудничества бывшего главы британского правительства с властями РК на этот раз была настолько сильной, что даже сайт телеканала Russia Today, считающегося англоязычным рупором Кремля и обычно относящегося к официальной Астане вполне дружелюбно, опубликовал статью на эту же тему. В ней («Tony Blair helped spin massacre of 14 oil workers in Kazakhstan») есть такие сами по себе о многом говорящие слова: «Former British Prime Minister Tony Blair advised Kazakhstan’s repressive government» - «Бывший британский премьер-министр консультировал репрессивное правительство Казахстана».
Однако первопричиной того, что сейчас Тони Блэр вроде как вынужден пойти на свертывание своей работы с казахстанскими властями, являются, пожалуй, не такого рода материалы, а то, что ему теперь, после того как он летом нынешнего года официально признал свою вину в развязывании войны в Ираке, грозит судебное разбирательство, инициированное депутатами. И он теперь вынужден озаботиться «отмыванием» своей репутации. В таких условиях его сотрудничество с казахстанскими властями, воспринимаемое прессой его страны негативно, как бы представляет собой лишний раздражающий фактор. И он, по-видимому, счел за благо свернуть такую деятельность.
ZONAkz, 13.10.2016