В Москве совершено покушение на одного из главных критиков президента Таджикистана Эмомали Рахмона — 56-летнего Дододжона Атовуллоева. Неизвестный на улице нанес ему два ножевых ранения. Врачи прооперировали пострадавшего, но состояние его здоровья оценивается как тяжелое. Пока следствие склоняется к тому, что покушение могло произойти на бытовой почве либо может быть связано с профессиональной деятельностью господина Атовуллоева.
ЧП произошло на Комсомольском проспекте возле ресторана «Виаджио». Там Дододжон Атовуллоев поджидал знакомого. Около 22:30 к нему подошел неизвестный и несколько раз ударил господина Атовуллоева ножом в живот. С проникающим ранением брюшной полости пострадавшего доставили в институт Склифосовского и прооперировали. Сейчас он находится в реанимации.
Полицейским со слов очевидцев удалось составить словесный портрет нападавшего. Через некоторое время недалеко от места происшествия патрульный экипаж задержал за отсутствие регистрации молодого человека азиатской внешности. Им оказался 23-летний уроженец Таджикистана Бахтиор Рахимбердиев. Когда полицейские увидели на его руках кровь, то сразу заподозрили в причастности к совершенному нападению возле ресторана «Виаджио». Правда, сам Бахтиор Рахимбердиев утверждал, что ни на кого не нападал, а кровь на руках его собственная — якобы он просто порезался.
Камеры видеонаблюдения, расположенные на соседних с рестораном зданиях, зафиксировали, что Бахтиор Рахимбердиев действительно проходил мимо дома №15 по Комсомольскому проспекту, где было совершено нападение на Дододжона Атовуллоева, но уже после совершенного преступления. Подтвердили алиби задержанного и свидетели. В итоге Бахтиор Рахимбердиев был отпущен.
По факту случившегося следственным отделом МВД России по району Хамовники возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»). В рамках расследования уже изъяты записи камер видеонаблюдения со всех зданий, расположенных поблизости от места преступления. Что касается версий случившегося, то у следствия их пока две. Одна связана с профессиональной деятельностью господина Атовуллоева. Согласно другой — конфликт мог произойти на бытовой почве. С приоритетной следствие надеется определиться после того, как сможет допросить потерпевшего.
Выпускник журфака МГУ Дододжон Атовуллоев стал известен на родине как издатель независимой газеты «Чароги руз» («Дневной свет»). В начале 1990-х годов, после начала гражданской войны в Таджикистане, он покинул страну, перебрался в Москву и продолжил журналистскую деятельность (в Таджикистане «Чароги руз» можно прочесть лишь в интернете). Газета критиковала все группировки периода гражданской войны, но после побед Эмомали Рахмона перенесла весь огонь критики именно на него. Господин Атовуллоев стал настолько раздражать Душанбе, что власти Таджикистана начали обращаться к правоохранительным органам РФ с просьбой выдать журналиста. В июле 2001 года его задержали в аэропорту Шереметьево, однако после публикаций в СМИ об этом инциденте тихо отпустили из СИЗО, после чего оппозиционер тут же покинул Россию.
В середине 2000-х годов Дододжон Атовуллоев организовал оппозиционное движение «Ватандор». Как рассказывал "Ъ" сам господин Атовуллоев, тайными сторонниками «Ватандора» являлись многие функционеры таджикского режима, которые скрывали свои симпатии к оппозиции. Впрочем, плоды деятельности движения за все годы его существования были не особо заметны. В последнее время Дододжон Атовуллоев чаще всего выступал в сети Facebook, где в основном оскорблял Эмомали Рахмона. «Шантрапа... сволочь... дикарь... Вот так назвал Чаноби Оли (Эмомали Рахмона.— "Ъ") "Эхо Москвы" Рахмонов, если ты не сволочь, не шантрапа, и не дикарь и если у тебя есть честь обратись в суд. Если не обратишься ты значит: шантрапа, сволочь и дикарь»,— написал он 4 января (пунктуация сохранена).
«Я только что из больницы, увидеться с Дододжоном не удалось, но я поговорил с ним по телефону. Он очень слаб, но считает, что вытащил счастливый билет. В больнице сейчас находится много таджиков, его друзей и знакомых, так что он не брошен, не одинок»,— рассказал "Ъ" президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. По его мнению, правдоподобной может выглядеть лишь одна версия случившегося — Дододжон Атовуллоев остался единственным, кто в последнее время открыто обсуждал проблемы страны и твердо настаивал на том, что Эмомали Рахмон — это зло. «Все остальные таджикские оппозиционеры либо сдались, либо их не стало»,— подчеркнул господин Симонов.
Олег Рубникович, Павел Тарасенко
"Коммерсантъ-Online", 14.01.2012