Бывший посол Томас Борер (Thomas Borer) продвигает интересы правительства Казахстана среди политиков Швейцарии. Длинная рука бывшей советской республики дотягивается до региона Базельбит: депутат Национального совета от Швейцарской народной партии Кристиан Миш (Christian Miesch) призывает к экстрадиции гражданина Казахстана.
Кто кого обвел вокруг пальца? Кристиан Миш (справа) говорит, что Томас Борер (слева) сразу же поддержал его (фотография: Ханс-Йорг Вальтер)
Работа лоббистов редко выходит на свет. Ставшее известным дело, связывающее бывшего посла Швейцарии Томаса Борера и депутата Национального совета от Швейцарской народной партии Кристиана Миша с правительством Казахстана, позволяет узнать детали того, как происходит лоббирование.
Дело это связано с казахскими супругами Лейлой и Виктором Храпуновыми, проживающими с 2008 года в Швейцарии. На родине Храпунов был высокопоставленным политиком пока не рассорился с авторитарным правителем Нурсултаном Назарбаевым. В Швейцарии Храпунова подозревают в отмывании денег. В Казахстане ему грозит судебное разбирательство по подозрению в коррупции и присвоении государственных средств.
«Важная инсайдерская информация» из Федеральной прокуратуры
В 2012 году Казахстан направил в адрес Швейцарии запрос об оказании правовой помощи, в ответ на который прокуратура Женевы начала расследование. Оно еще не закончено. Степень вины Храпунова на своей родине тоже пока не ясна. Швейцария отказывает в экстрадиции Храпунова, так как на родине ему не гарантируется судопроизводство в соответствии с правами человека.
Томас Борер с 2013 года выступает за экстрадицию Храпунова казахстанским органам. Опубликованные электронные письма свидетельствуют, что Борер за представление интересов Казахстана получает ежемесячное вознаграждение в 30 тыс. долларов.
Газета Neue Züricher Zeitung, опираясь на опубликованные электронные письма, воссоздает общение между Борером и заместителем Генерального прокуратура Казахстана. Борер упорно предлагал ему свои услуги, уверял, что может добыть у сотрудника Федеральной прокуратуры «важную инсайдерскую информацию». Согласно электронным письмам, Борер организовал публикацию критической статьи в газете Beobachter. В одном из электронных писем Борер обещал и далее «положительно воздействовать на канцелярию Федерального прокурора».
Обсуждение за чашечкой кофе
Затем последовала встреча Борера с депутатом Национального совета от Швейцарской народной партии Кристианом Мишем. Что Миш подтверждает и не считает странным. Время от времени он встречается с Томасом Борером. «На этих встречах мы за чашечкой кофе обсуждаем разные вопросы». Что именно обсуждали эти двое, остается открытым.
Но фактом является то, что 26 сентября Миш сделал парламентский запрос под названием «Против предполагаемого присвоения государственных средств Казахстана в Швейцарии». Перед казахстанскими органами власти Борер хвастается тем, что это он подготовил парламентский запрос, который потом направили от своего имени «дружески расположенные депутаты парламента». Обвел ли Борер депутата Национальный совет от региона Базельбит вокруг пальца? «Это была моя инициатива», - возражает Миш, а Борер просто поддержал его.
Значит, Миш нашел в Борере лишь союзника? Пять лет назад Миш создал парламентскую группу «Швейцария-Казахстан». Он давно выступает в интересах этой страны, и, по собственным словам, уже 14 раз побывал в Казахстане.
Храпунов всегда был темой для обсуждения
Делом Храпунова Миш занимается тоже давно. В рамках парламентской группы казус Храпунова «всегда был темой для обсуждения». Поэтому толчок со стороны Борера был даже не нужен.
Этому противоречит Себастиан Френер (Sebastian Frehner), депутат Национального совета от Швейцарской народной партии из Базеля, который около трех лет является сопредседателем парламентской группы «Швейцария-Казахстан». Правда, он только два раза участвовал во встречах с казахстанскими депутатами.
Каков же его опыт обсуждения «дела Храпунова»? - «О деле Храпунова речь не шла». Встречи были вполне официальными мероприятиями, на которых никакие щекотливые вопросы не затрагивались.
Миш вообще не видит никакого ущерба для своей репутации
«Лично я бы скептически отнесся к предложению подписать такой парламентский запрос. Особенно когда мы слышим, как авторитарные правительства таких стран обращаются с представителями оппозиции», - добавляет Френер.
Существует множество двухсторонних парламентских групп. «Швейцария-Израйль», «Швейцария-Корея», даже «Швейцария-курдский народ». Они предоставляют парламентариям обеих стран возможность обмениваться мнениями. Полномочий делегаций не имеют.
Это является подтвержением того, что дело Храпунова не было темой заседаний группы парламентариев «Швейцария-Казахстан». Поэтому именно контакт с Борером мог стать решающим для Миша. Он сам не видит ничего сомнительного в своей причастности к этой истории. Он делал это всё по убеждению, и «об этом знают люди в регионе Базельбит».
Jeremias Schulthess, газета TagesWoche. 22 января 2015 г.