Когда дело касается взаимодействия с США и НАТО по вопросам безопасности в Центральной Азии, Россия действует жестко при общем ослаблении своих позиций.
В последнее время Россия предпринимает шаги, направленные на укрепление Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в надежде, что сможет тем самым преодолеть растущие риски в сфере безопасности, могущие возникнуть в связи с выводом американских и натовских войск из Афганистана. Завершение вывода иностранного контингента запланировано на 2014 год. На настоящий момент НАТО держит ОДКБ на расстоянии, отвергая просьбы последней о совместном противодействии угрозам в сфере региональной безопасности. Заставить Североатлантический альянс переменить свое мнение оказалось непростой задачей для России, и эта проблема определенно раздражает Кремль.
Российские стратеги придают большое значение потенциальному сотрудничеству между ОДКБ и НАТО в Центральной Азии. Вывод международной коалиции из Афганистана неизбежно приведет к расширению "Талибана", что может создать серьезную проблему в сфере безопасности для центральноазиатских стран, а также России, отмечается в недавнем докладе, опубликованном российским Институтом современного развития (ИНСОР).
России будет крайне сложно противостоять этой угрозе без составляющей в лице международной коалиции, добавляется в документе. Учитывая подобную ситуацию, можно и нужно расширять взаимодействие с НАТО в борьбе против "афганской угрозы", считают авторы доклада.
Кроме того, Россия выступает за то, чтобы ОДКБ была передана определенная роль по управлению функционированием Северной сети поставок – системы воздушных, автомобильных и железнодорожных путей, по которым осуществляется поставка грузов из стран Европы натовским и американским войскам в Афганистане. На настоящий момент Пентагоном заключены двусторонние договора с каждой из транзитных стран.
Взаимодействие с ОДКБ упростит задачу дооснащения и логистики, считает Евгений Бужинский – чиновник оборонного ведомства РФ в отставке, представлявший Россию на начальном этапе переговоров с американскими политиками по вопросам функционирования северного маршрута. "Было бы намного эффективнее, если бы работа велась на основе сотрудничества с ОДКБ, – отмечает он. – Соединенным Штатам требуется солидный, универсальный договор, и лучше заключить его в рамках ОДКБ".
Эти усилия Москвы могут являться отражением фундаментального политического сдвига, ведь до последнего времени Россия по большей части была враждебно настроена по отношению к деятельности США в Центральной Азии, особенно в области безопасности. Так что попытки углубить сотрудничество можно рассматривать как смягчение этой позиции. Но их можно трактовать и как уловку, призванную ослабить двусторонние отношения, установившиеся у США с центральноазиатскими государствами.
Как бы то ни было, интерес США к Афганистану идет на убыль, и позиция России усложняется. "Сейчас мы говорим: "У вас там проблемы, мы можем помочь. Когда же коалиция покинет территорию Афганистана, ситуация будет обратной – помощь потребуется уже России", – говорит эксперт по отношениям России с Западом московского Института мировой экономики и международных отношений Андрей Загорский.
Пока же американские чиновники относятся к намерениям России с прежним скепсисом. Подобная настороженность с очевидностью прослеживается в вопросах борьбы с наркотрафиком из Афганистана. Россия призывает ОДКБ и НАТО согласовывать свои действия в этом направлении, однако совместной работе пока мешают тактические разногласия. Россия настроена на решение проблемы силовыми методами путем уничтожения маковых полей в Афганистане, тогда как США считают, что подобные действия приведут к противоположным результатам, враждебно настроив афганское население.
Как явствует из обнародованной Wikileaks дипломатической депеши Госдепа США от 2009 года, американские чиновники видят в ОДКБ направляемую Москвой структуру, призванную не допустить достижения Соединенными Штатами своих стратегических целей на территории бывшего Советского Союза.
"Мы полагаем, что хотя НАТО и стремится углублять свое взаимодействие с Россией, в том числе через сотрудничество, могущее привести к практическим результатам, такое как расширение содействия со стороны России в Афганистане, было бы неэффективным развивать взаимодействие НАТО по линии ОДКБ – организации, основанной Москвой для противодействия потенциальному влиянию США и НАТО на постсоветском пространстве", – говорится в документе.
"ОДКБ пока доказала свою неэффективность во многих сферах деятельности и является политически разобщенной организацией, – добавляют авторы депеши. – Взаимодействие между НАТО и ОДКБ может укрепить легитимность слабеющей структуры, созданной для противостояния "блок на блок" в духе холодной войны".
На пути сотрудничества между ОДКБ и НАТО лежит не только американский скептицизм. Некоторые члены возглавляемого Россией альянса тоже с настороженностью относятся к укреплению уз в рамках организации. Лидеры центральноазиатских стран, похоже, противятся мерам, призванным перенаправить их взаимоотношения с Вашингтоном через Москву. В частности, от ОДКБ в последнее время дистанцировался Узбекистан – один из ключевых партнеров США в Центральной Азии, отказавшись участвовать в недавних учениях ОДКБ. Другая бывшая советская республика, граничащая с Афганистаном, а именно Туркменистан, вообще не входит в состав ОДКБ.
"В политическом плане ОДКБ будет для России проблемой, – полагает Андрей Загорский. – Мы хотим установить официальные отношения между НАТО и ОДКБ. Большинство государств ОДКБ не хотят, чтобы это случилось. Москва стремится направить свое сотрудничество с НАТО в русло ОДКБ. И эти опасения по большей части являются оправданными".
Москва, похоже, исходит из убеждения, что центральноазиатские государства придут к решению, что нуждаются в защите со стороны России. "[Президенту Узбекистана Исламу] Каримову придется определиться, хочет ли он быть подлинным союзником или хочет выйти из организации...Он пытается служить мостом во взаимоотношениях с Западом и не понимает, что это плохая идея, что западная идея навязывания демократии в Узбекистане, Ливии, Египте, Саудовской Аравии ведет в никуда", – отмечает Андрей Загорский.
Туркменистан в последнее время активизировал свое взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств, под эгидой которого функционирует ОДКБ, добавляет Загорский. "Туркменистан также понимает, что нуждается в поддержке", – говорит он.
В итоге Москва может удовольствоваться согласием хотя бы на частичное взаимодействие с ОДКБ, зная, что Соединенные Штаты противятся этой идее. Но Кремль хотел бы координировать свои действия с Вашингтоном, говорит Загорский. "Если Москва столкнется с активизацией сотрудничества США и НАТО напрямую с отдельно взятыми странами региона [Центральной Азии] при отсутствии активизации такого сотрудничества с Россией и при отсутствии прозрачности с обеих сторон, то возникнут проблемы", – подчеркивает эксперт.
От редактора:
Джошуа Кучера является независимым вашингтонским журналистом, специализирующимся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, а также редактором блога "The Bug Pit" на сайте EurasiaNet.
EurasiaNet