Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин считает, что Туркменистан в 2016 году будет вынужден противостоять серьезной угрозе со стороны Афганистана.
РИА Новости. Туркменистан в нынешнем году будет вынужден противостоять серьезной угрозе со стороны Афганистана, предстоящий визит в страну главы МИД РФ Сергея Лаврова направлен на то, чтобы выяснить, насколько Ашхабад сможет противостоять этому вызову, особенно в условиях ухудшающейся геоэкономической ситуации, считает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
Угрожающие тенденции
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетит Туркменистан 27-28 января. Анонсируя визит, в российском дипломатическом ведомстве сообщили, что стороны обсудят двусторонние отношения, международное сотрудничество и ситуацию в Афганистане. По мнению Грозина, афганский вопрос станет ключевым на переговорах, учитывая серьезную деградацию ситуации в регионе.
"Я думаю, что визит главы российского МИД, в первую очередь, призван прояснить ситуацию для российской стороны, как вообще Ашхабад видит для себя дальнейшее развитие обстановки в приграничных с ним провинциях Афганистана – Бадгисе, Джаузджане и других, а с другой (стороны — ред.), какие меры Ашхабад предпринимает для того, чтобы не возникло проблем не только собственно у Туркмении, но, главное, чтобы не возникло проблем, которые перекинутся в силу объективных причин – открытости границ – на соседей. В том числе на тех соседей, с которыми РФ связана очень серьезными договорными обязательствами по защите их суверенитета и безопасности – и в рамках ОДКБ, и в рамках двусторонних соглашений о стратегическом партнерстве", — сказал эксперт во вторник РИА Новости.
Он отметил, что сегодня в развитии ситуации в регионе существуют "угрожающие тенденции".
"Но насколько они сильны, тут, что называется, эксперты спорят. И спорят вплоть до того, что на недавнем саммите ОДКБ (президент Казахстана) Нурсултан Назарбаев упомянул эту тему — о том, что у соседей по региону напряженность на афгано-туркменской границе вызывает серьезные опасения. Причем упомянул в самых общих и безоценочных формулировках. А туркменский МИД быстренько откликнулся на это достаточно негативной оценкой. Это все, по большому счету, не позволяет делать четкие выводы о том, что же там на самом деле происходит и какова будет динамика этих процессов", — отметил Грозин.
По его словам, существует множество прогнозов о том, что весной "в регионе ожидается серьезное обострение ситуации", в первую очередь из-за внешних вызовов – со стороны Афганистана. "И как это все скажется на слабом звене региона, статус которого сейчас, по сути дела, переходит от Таджикистана к Туркмении, трудно сказать", — добавил он.
Проблема нейтралитета
По мнению эксперта, с учетом существующих угроз нейтральный статус Туркменистана может стать проблемой для его партнеров по региону.
"Недавно прошло масштабное празднование юбилея принятия этого статуса. Конечно, он несет республике массу плюсов, но проблема в том, что в отношениях с соседями по региону нейтралитет накладывает очень серьезные ограничения. И в том числе по вопросам взаимодействия в сфере безопасности. Как минимум в последние полтора-два года Туркменистан испытывает все большее давление с юга. А поскольку он, с одной стороны, отличается закрытостью информационного поля, а с другой стороны – существует этот нейтральный статус, составить четкое представление о том, что же там происходит, очень сложно", — поясняет Грозин.
Однако, "каким бы нейтральным ни был Туркменистан, Россия, даже если очень сильно захочет, не может отстраниться от ситуации, которая развивается вокруг Туркмении", считает эксперт. "Если в стране начнутся дестабилизационные процессы, а страна, по сути дела, предоставлена сама себе, она не имеет договоренности о партнерстве и военном сотрудничестве не только с ОДКБ, но и вообще хоть с кем-то, то понятно, что помимо нашего желания мы можем оказаться перед ситуацией, когда у РФ и партнеров по региону окажутся связанными руки. А каждый день будет приносить все новые и новые проблемы, которые придется решать", — добавил он. По его словам, данный аспект также будет в центре внимания в ходе предстоящего визита главы МИД РФ.
"Думаю, что именно для прояснения того, насколько вообще в Ашхабаде четко отдают себе отчет, что и как они будут делать, если ситуация начнет развиваться по плохому сценарию, – это и есть основная повестка дня предстоящего визита", — предположил аналитик Института стран СНГ.
Экономические риски
Ухудшение экономической конъюнктуры — не менее серьезный фактор, влияющий на внутреннюю стабильность в Туркменистане, отметил Грозин.
"Очевидно, что для Москвы назрела необходимость сверить часы и уяснить четко позицию, которую занимает по вопросам, связанным с региональной безопасностью, официальный Ашхабад. Но и никто не отменял злобу дня. А злобой дня является сейчас ухудшение макроэкономической ситуации для всех стран Центральной Азии. Снижение цен на мировых сырьевых рынках ударило по всем нашим партнерам, в том числе и по Туркмении, основным богатством которой является газ", — констатировал эксперт.
"Газпром" и "Туркменгаз" уже долгое время спорят из-за цены туркменского газа для российской компании. На 2015 год "Газпром" ставил перед собой план по снижению закупок туркменского газа с 10 миллиардов кубометров до 4 миллиардов с целью заместить эти объемы собственным газом. А в середине января "Газпром экспорт" уведомил "Туркменгаз" о прекращении закупок с начала 2016 года туркменского природного газа.
"Проблемы и недомолвки, которые были и остаются между "Газпромом" и Ашхабадом, останутся и будут играть роль в будущих переговорах. Ясно, что тот кризис, который сейчас есть в подходах сторон по тому, как далее реализовывать газовое сотрудничество, не идет на пользу ни "Газпрому", ни Туркменистану. При том, что последний сейчас теряет и в финансовом, и в геоэкономполитическом смысле, лишаясь какой-либо альтернативы в поставках своего газового сырья одному лишь покупателю – КНР", — отметил Андрей Грозин.
РИА Новости, 26.01.2016