Интрига вокруг лиц, причастных к скандальному делу экс-гендиректора Silicium Kazakhstan Александра Сутягинского, весьма круто закручивается. Как сообщают нам наши источники, Кайрат Мами пытается убрать с поста председателя Алматинского горсуда Мейрамбека Таймерденова, но тот активно сопротивляется.
12 августа 2013 года судья апелляционной судебной коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда Кульпаш Утемисова прекратила дело против Александра Сутягинского, которого обвиняли в организации покушения на убийство бизнес-партнера Михаила Гаркушина, по части 1 статьи 251 УК РК в связи с недоказанностью. А по части 3 статьи 24 и части 2 статьи 96 УК РК переквалифицировала на более «легкие» составы. И в итоге приговорила к «наказанию» в виде лишения свободы сроком на 6 лет условно с испытательным сроком на три года. После чего скандально известный предприниматель был немедленно освобожден из-под стражи прямо в зале суда.
Но уже 19 августа кассационная коллегия Алматинского городского суда отменила постановление апелляционной инстанции и оставила Александру Сутягинскому предыдущий 12-летний срок заключения за попытку организации заказного убийства. Но его уже и след простыл. Причем спрятался Сутягинский так хорошо, что до сих пор нет никаких сообщений о том, где он, несмотря на то, что был объявлен в международный розыск.
В Казахстане грянул мощный скандал. В результате него судья Кульпаш Утемисова была освобождена от должности, задержана и посажена в следственный изолятор, а против нее возбуждено уголовное дело, председатель апелляционной коллегии Алматинского горсуда Мерекенов уволен, а против их шефа — председателя Алматинского городского суда МейрамбекаТаймерденова открыто дисциплинарное дело.
Но не всех удовлетворили эти жертвы. По информации из кругов, близких к Верховному суду РК, нам стало известно, что Кайрат Мами изо всех сил старается «добить» Мейрамбека Таймерденовича — на весьма теплом месте ему якобы хочется видеть своего человека. Однако руки у главного судьи страны связаны, поскольку Таймерденов пользуется покровительством такой влиятельной фигуры, как Болат Назарбаев.
Именно Болат Абишевич в свое время добился того, чтобы Таймерденова назначили главой горсуда Алматы, за что тот рассчитался со своим покровителем не только крупной денежной суммой с семью нулями в долларах, но и назначением дочери покровителя председателем одного из районных судов южной столицы. Поэтому Таймерденову якобы предложили два варианта: или перевод в председатели Алматинского областного суда, или назначение рядовым членом Верховного суда РК.
Однако «герой» не согласился на эти весьма почетные должности (видимо, весьма доходным и влиятельным стало для него его нынешнее кресло) и замутил операцию, по словам другого нашего источника, по сохранению своего статус-кво. Для этого он, во-первых, занес Болату Назарбаеву чемоданчик с тремя миллионами долларов сверх обычного месячного взноса. А во-вторых, начал активно искать инструменты влияния на Кайрата Мами.
И что удивительно, почти нашел. Дело в том, что в производстве горсуда есть еще одно весьма резонансное уголовное дело против сына выдающегося казахстанского юриста Салыка Зиманова Мухтара. Его обвиняют в том, что он взял крупную сумму денег от руководителей ОПГ таможенников-контрабандистов, судебный процесс над которыми идет сейчас в Алматы, пообещав им смягчение наказания или даже свободу.
По нашей информации, это уголовное дело было придумано сотрудниками финансовой полиции по приказу председателя АБЭКП РК и в первую очередь направлено против Кайрата Мами, который давно стоит поперек горла Рашиду Тусупбекову. И хотя последнему помогали некие влиятельные силы в Акорде, Мами не только уцелел, но и благополучно перебрался в кресло председателя Верховного суда РК.
Однако в деле Мухтара Зиманова показания на Кайрата Мами, «добытые» в ходе следствия финансовыми полицейскими, были зафиксированы на бумаге. Именно это обстоятельство и пытается использовать Мейрамбек Таймерденов. Так закрутилась сложная многоуровневая интрига, которая должна разрешиться до конца ноября. 20 ноября в рамках дисциплинарного производства должно быть принято решение о судьбе Таймерденова.
Поэтому он впервые в истории Алматинского горсуда лично возглавил кассационную инстанцию и 4 ноября вместе с двумя другими судьями рассмотрел жалобу Мухтара Зиманова и его защиты. Разбирательство длилось полтора часа, хотя обычно на такие процедуры тратится не более получаса, но не было завершено. Кассационная коллегия решения не приняла, отложив дело на 11 ноября.
По словам наших источников, таким образом Мейрамбек Таймерденов пытается оказать давление на Кайрата Мами, как бы намекая, что дело Мухтара Зиманова может вдруг развернуться не в ту сторону и ударить по репутации председателя Верховного суда страны.
Кто победит в этой схватке, сказать, конечно, весьма сложно. С одной стороны, нынешний глава горсуда Мейрамбек Таймерденов прокололся, дав прямые указания освободить Александра Сутягинского, а исполнительница его воли судья Кульпаш Утемисова уже продемонстрировала, что садиться за другого не готова и молчать не будет.
С другой — Болат Назарбаев по-прежнему в силе. Даже громкий скандал по поводу кражи у него ста миллионов долларов бывшей супругой Майрой, вышедший за пределы Казахстана и регулярно смакуемый зарубежной прессой, никак на нем не сказался. Именно поэтому другой родственник елбасы — племянник и по совместительству аким Алматы Ахметжан Есимов не осмелился озвучить, что большинство базаров, расположенных в пригородной черте, принадлежат именно Болату Абишевичу.
Единственный человек, которого в этой истории можно пожалеть, — это Кульпаш Утемисова. Да, она человек системы, вполне в ней адаптировалась и процветала до последнего времени, но, выполняя чужую волю, оказалась главным козлом отпущения.
В скором времени ей должны предъявить обвинение, а пока с ней работают следователи и оперативники. Но не столько в рамках уголовного дела, сколько для того, чтобы заставить ее на предстоящем открытом судебном процессе ни в коем случае не рассказывать о том, как и кем на самом деле вершится «правосудие» в Казахстане.
ИАП «Республика»