В воскресенье Киргизия избирает своего четвертого президента. Два первых, Аскар Акаев и Курманбек Бакиев, были свергнуты и изгнаны из страны, третий, Роза Отунбаева, собирается уйти со своего поста добровольно после приведения к присяге следующего главы государства.
Этот сценарий, если он осуществится, станет первым случаем мирной и добровольной передачи власти не только в Киргизии, но и во всей Центральной Азии.
Оказавшись в Бишкеке накануне первого тура президентских выборов, трудно поверить в тревожные прогнозы, которыми пугают избирателей, наблюдателей и даже президента Отунбаеву некоторые претенденты на ее кресло. К примеру, на днях стало известно, что заместитель председателя госкомитета нацбезопасности Марат Иманкулов написал Отунбаевой открытое письмо, в котором предупредил президента, что возможное оспаривание итогов выборов некоторыми из кандидатов может привести к «возбужденному столкновению вооруженных масс населения». Ушедший в отставку для участия в выборах высокопоставленный чекист сомневается, что обещанный президентом «прецедент мирной передачи власти» станет реальностью. Генерал Иманкулов предлагает свои услуги для «обеспечения стабильности в этот трудный час», чтобы «принять конкретные меры по предотвращению возможной катастрофы». Роза Отунбаева, по сведениям «МН», на письмо не ответила.
Один из наиболее последовательных сценариев страшилок, которые пересказывают друг другу в Бишкеке, таков. Якобы из «большой северной страны» в Киргизию приехали специально обученные люди, которые и вынашивают «планы дестабилизации» с целью ввести чрезвычайное положение в стране и отменить результатов выборов. Это в свою очередь должно вынудить Розу Отунбаеву продлить свои президентские полномочия к вящему удовольствию подавляющего большинства лидеров стран СНГ, и в особенности Центральной Азии.
Очередной киргизский хаос, мол, докажет правоту тех из них, кто предупреждал, что эксперимент с парламентской демократией в Киргизии добром не кончится.
Однако в такой вариант развития событий в Бишкеке верят немногие. Как утверждают наименее склонные к экзальтации киргизские политики, к примеру бывший вице-премьер временного правительства Темир Сариев, осуществлявший руководство страной после второй киргизской революции в апреле 2010 года, ресурс митинговой стихии сильно истощен, люди устали от вакханалии беспрерывных уличных беспорядков.
Не стоит преувеличивать и стремление внешних игроков взорвать обстановку в Киргизии лишь для того, чтобы доказать несостоятельность замыслов пришедших там к власти группировок, считает Сариев. Теория «управляемого хаоса» хороша только в изложении политологов; практическое ее применение, особенно в Центральной Азии, чревато большими неприятностями даже для внешних наблюдателей.
Стоит отметить характерную деталь. Два дня назад стало известно, что власти Узбекистана после полуторагодичного перерыва открыли пропускной пункт «Достук» на узбекско-киргизской границе близ южной столицы Киргизии — Оша. Ташкент закрыл пограничную «Дружбу» (так переводится «Достук») после революции в Киргизии в 2010 году и еще больше ужесточил пропускной режим после кровопролитных ошских событий в июне того же года. Жест Ташкента в нынешней ситуации трудно переоценить — он означает, что в соседней стране не ждут неприятностей от президентских выборов в Киргизии. Примеров обратного свойства в отношениях Ташкента к Бишкеку предостаточно.
Интрига самих выборов связана в основном только с результатом наиболее вероятного их победителя, ушедшего в предвыборный отпуск премьер-министра Алмазбека Атамбаева. Считается, что он пользуется поддержкой северных элит страны. Главный вопрос на сегодняшний момент состоит в том, получит ли Атамбаев более 50% голосов уже в первом туре или придется проводить второй тур. В последнем случае возможны сюрпризы. Его соперником во втором туре скорее всего станет представитель южных элит Адахан Мадумаров. Если этот амбициозный политик, в прошлом тележурналист, сумеет консолидировать вокруг себя протестный электорат, причем не только на юге, но и на севере, то борьба во втором туре обещает быть нешуточной.
Пока же избирательная кампания стала непреходящей головной болью для киргизского ЦИК. Пару недель назад, когда пришло время печатать избирательные бюллетени, там было вздохнули с облегчением: список кандидатом сократился по разным причинам вчетверо — с 83 до 21 претендента. Их имена и внесли типографским способом в бюллетень. Но за последние дни список сократился еще на пять человек.
И теперь эти пять фамилий сотрудникам избиркомов придется вычеркивать вручную на 3 млн 72 тыс. отпечатанных и разосланных на участки бюллетеней.
Но согласно действующему законодательству такая процедура позволяет признать бюллетени испорченными. А это при желании даст аутсайдеру хорошую возможность оспорить результаты голосования.
www.mn.ru