Сооронбай Жээнбеков, по предварительным результатам, победил в первом туре президентских выборов в Киргизии, прошедших 15 октября. DW - о реакции на его победу и ходе голосования.
В Киргизии в первом же туре президентских выборов, прошедших 15 октября, победил бывший премьер-министр Сооронбай Жээнбеков, которого обозреватели дружно называют ставленником нынешнего главы государства Алмазбека Атамбаева. Атамбаев, согласно Основному закону страны, оставляет президентский пост 1 декабря этого года по окончании своего шестилетнего срока правления.
Жээнбеков, исходя из предварительных результатов голосования, набрал более 55 процентов голосов, тогда как его главный конкурент, крупный предприниматель и лидер парламентской фракции "Республика - Ата Журт" Омурбек Бабанов, должен довольствоваться менее чем 34 процентами голосов.
В понедельник, 16 октября, согласно сообщениям информагентств, Бабанов признал итоги выборов, хотя указал на наличие явных нарушений при их проведении. Сам же победитель, представляющий Социал-демократическую партию (СДПК), лидером которой является Алмазбек Атамбаев, 16 октября заявил: "Сегодня мы показали всему миру, что мы - независимое, суверенное, демократическое государство, где можно провести честные выборы".
В свою очередь глава миссии краткосрочных наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ Азай Гулиев сообщил журналистам, что имелись "случаи устрашения, вмешательства, давления на избирателей, злоупотребления административным ресурсом в пользу того или иного кандидата, ... но ... такого рода нарушения, мелкие, незначительные нарушения, не влияют на легитимность выборов".
Об административном ресурсе на выборах
О нарушениях в ходе выборов и результатах, вызывающих "очень много вопросов у всех кандидатов, кроме того, кто выиграл выборы", рассказал DW и независимый кандидат в президенты Таалатбек Масадыков. 16 октября в интервью DW он заявил, что власть явно применила некоторые механизмы влияния на результаты голосования. "Уже сейчас это проявляется конкретно, по районам. В нашей команде есть люди, которые считали четко голоса в нашу пользу, и эти расчеты не сходятся с официальными подсчетами", - говорит Масадыков, ранее в течение многих лет возглавлявший политическую миссию ООН в Афганистане.
"Нарушений было достаточно, начиная еще с момента сбора подписей в пользу кандидатов, и дальше в течение всей кампании", - утверждает Масадыков. Но, продолжает он, сейчас самое главное, чтобы дальнейший процесс прошел спокойно. "В странах, где я работал многие годы, я лично наблюдал не единожды избирательные процессы, когда выборы были фактически фикцией, но международное сообщество засчитывало их состоявшимися. Потому что для стабильности нужно было принять политическое решение. В сравнении с ними, эти выборы прошли, можно сказать, идеально. Тем не менее, как гражданин своей страны я понимаю, что мы должны равняться не на них, а на более продвинутые варианты", - считает собеседник DW.
"Я, будучи за рубежом, не застал прежние президентские выборы. Но люди, которых я уважаю, и которые работали при разных режимах, включая нынешний, говорят в один голос, что ни при Акаеве, ни при Бакиеве административным ресурсом власть так не выкручивала руки оппонентам, как в этот раз. Сегодня уже много высказывается недовольства, в частности, в среде интеллигенции. Я всем советую сперва проявить выдержку, чтобы сохранить безопасность и спокойствие. Но это не значит, что мы должны позволить администрации делать все, что она хочет", - утверждает Таалатбек Масадыков.
О стабильности после выборов и проблеме с Казахстаном
Немецкий эксперт Михаэль Лаубш (Michael Laubsch) указывает на то, что наличие за спиной победителя административного ресурса говорит в пользу стабильного перехода власти в его руки. Но, продолжает Лаубш, та часть общественности, которая выступала за Омурбека Бабанова, который, согласно различным опросам общественного мнения, никак не отставал от Жээнбекова, тем более, столь значительно, как объявлено, видит много признаков манипуляции выборами, и это, напротив, создает фактор нестабильности в самом обществе.
"Не добавляет стабильности победе Жээнбекова та эскалация в отношениях с Казахстаном, в которой большую роль сыграл патрон Жээнбекова Алмазбек Атамбаев. Все жизненно важные артерии для Киргизии сейчас идут через Казахстан. Я бы осторожно говорил о победе Жээнбекова как факторе стабильности", - считает Михаэль Лаубш.
Таалатбек Масадыков исходит из того, что у нового руководителя Киргизии нет иного пути, кроме как восстановить отношения с Казахстаном. "Испортить эти отношения было большой ошибкой со стороны руководителя нашего государства, вне зависимости от его правоты - эмоции в политике надо держать при себе. Рядом наших руководителей выдавались такие перлы в адрес соседей, что сомневаешься, есть ли у нас еще какая-то политическая культура. Думаю, что и в России не очень счастливы тем, как у нас прошли выборы. Москва фактически игнорировала то, как проходит выборный процесс. Точечно СМИ что-то писали, и в основном писали негативно про преемника власти. Но лидеры и РФ, и РК, и других соседей - опытные люди, они будут ждать и смотреть, как дальше у нас пойдет процесс", - говорит киргизский политик.
О реакции Узбекистана
Узбекистан выборов в Киргизии долгое время как будто не замечал. В местных СМИ они вообще не освещались - в стране, где за одного кандидата голосует почти все население, не любят упоминаний о конкурентных выборах у соседей.
Как стало известно DW из кругов МИД Узбекистана, неожиданная серьезная конфронтация между руководством Казахстана и уходящим киргизским президентом заставила Ташкент смотреть на выборы не только как на смену власти в соседнем государстве, но оценивать, как они повлияют на общую ситуацию в регионе, к нормализации которой новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев сейчас прикладывает немало усилий, и считает, что многого достиг на этом пути.
Ташкентский политолог Юрий Черногаев отмечает, что 16 октября один из известных в республике сайтов опубликовал резкую статью, "обличающую действующего президента Киргизии и его соратника Жээнбекова в явных злоупотреблениях и подтасовках". При этом, подчеркивает Черногаев, в Узбекистане исходят из того, что этот сайт случайных материалов в таких случаях не публикует, и транслирует точку зрения спецслужб, которые составляют одну из влиятельных ветвей власти в Узбекистане.
Атамбаев "всем покажет" - о мести оппонентам
В отношении периода после выборов сотрудница Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS) Беате Эшмент (Beate Eschment) не берется делать прогноз, хотя, как и Михаэль Лаубш, исходит из того, что администрация, естественно, признает победу Жээнбекова, и это обеспечит определенное спокойствие в стране. Примут ли результаты сторонники Бабанова и предпримут ли что-либо, пока не совсем ясно, но до сих пор серьезных признаков для этого не видно, продолжает она.
"Возможно, сторонники Бабанова выйдут на акции протеста, но пока заявлений об очень крупных манипуляциях при подсчете голосов не звучало. Думаю, что если бы победу Жээнбекова объявили бы, например, с 51 процентом, им было бы проще оспаривать результаты, чем при 55 процентном результате победителя", - говорит эксперт ZOiS.
DW.com, 16.10.2017