Уход Абилова из политики ознаменовал собой завершение зачистки политического поля от оппозиции. Раньше власти закрыли две радикальные партии КПК и «Алга». Теперь настала очередь умеренной оппозиции, которую олицетворял Булат Абилов.
Сам ли он ушел или его «попросили», это не столь важно. Скорее было и то, и другое. С одной стороны, у лидера «Азата» зрело понимание тупиковой ситуации, когда и сделать уже ничего было нельзя, и не делать чего-то уже было просто невозможно. С другой — присутствие Абилова в политическом поле стало мешать инициативам ОСДП, что возможно нарушало какие-то планы Акорды. Совпадение этих двух моментов в конечном счете и могло привести к решению Булата Абилова уйти из политики, что фактически означает закрытие партии «Азат».
В любом случае можно поздравить политиков Акорды с успешной реализацией программы по зачистке политического поля от «нехорошей» оппозиции. Теперь единственным легитимным лидером оппозиции (живым, не в иммиграции и не в подполье) остается Жармахан Туякбай.
Теперь ОСДП, избавившаяся от мешавшего им Амиржана Косанова, будет олицетворять казахстанскую оппозицию как внутри страны, так и на международном уровне. Это достаточно тревожно! Мнение, что ОСДП — проект Акорды, прочно закрепилось в умах большинства казахстанских аналитиков. Хотя, строго говоря, предъявить ОСДП нечего — прямых доказательств ангажированности властями нет. Ну разве что прослушки телефонных разговоров. Хотя есть косвенные моменты, говорящие, что эта оппозиция, мягко говоря, очень специфичная.
В частности настораживает общий контекст инициатив, с которыми ОСДП выступает. То они предлагают обсуждать проблемы постназарбаевского периода, что автоматически снимает тему, чем же, собственно говоря, должна заниматься оппозиция при Назарбаеве. То выдвигают идею организовать диалог между властью и оппозицией в рамках проведения Всенародного курултая. Как тут не вспомнить прежние подобные инициативы типа ПДС и НКВД, при помощи которых Акорда пускала пыль в глаза Европе и США по поводу демократических процессов в стране.
Сегодня ОСДП в лице Туякбая предлагает «продолжать призывать президента страны осознать сегодняшнюю критическую ситуацию в Казахстане, свою колоссальную ответственность перед согражданами и историей — приступить, наконец, к реальному демократическому обновлению государства». То есть конечный адресат их последней инициативы — президент Назарбаев. Оппозиция апеллирует не к обществу, не к определенным социальным группам, не к народной инициативе, а к президенту, который (почему-то!!!) должен прозреть и начать менять систему, выстраиваемую в течение 20 лет! Это о многом говорит.
Да, в последнем программном обращении Туякбая содержится убедительный показ бесперспективности нынешнего социально-политического курса властей, убедительно доказывается, что страна катится в пропасть авторитаризма, содержатся призывы к срочным политическим реформам. Все верно. Однако весь этот запал оппозиционности улетучивается, как только разговор переходит в сферу персональной ответственности за потерянные для Казахстана 20 лет и ответа на вопрос «Что делать»?
Лидер ОСДП упорно обходит вопрос ответственности самого Назарбаева, как главного архитектора казахстанского авторитаризма. А его призыв к скорейшим демократическим реформам... под руководством Назарбаева - это вообще шедевр политической неадекватности. Так прямо и сказано: мол, важно чтобы реформы были начаты именно самим Назарбаевым. Видимо, на других надежд уже нет, единственному, кому еще верят в ОСДП, так это Назарбаеву.
Можно прогнозировать, что инициируемый ОСДП Всенародный курултай, если он состоится, пройдет в режиме мощной критики деятельности правительства, антинародной власти, авторитарного режима и... стыдливого замалчивания того, что правительство всего лишь исполнитель воли президента Назарбаева, а антинародная власть и авторитаризм в Казахстане олицетворяется именно Назарбаевым.
Это основная фишка нашей системной оппозиции — ругать всех и вся, но не трогать Назарбаева. Заметьте у ОСДП или у той же Ергалиевой виноваты все: правительство, олигархи, нерадивые продажные чиновники, коррупционная система, но не Назарбаев. Он как бы по ту сторону добра и зла и потому в критических конструкциях системной оппозиции его нет вообще. Такой подход при всей внешней оппозиционности к власти позволяет вывести Назарбаева из-под огня критики. Это очень важный момент в части понимания истинной оппозиционности тех, кто позиционирует себя в качестве оппонентов режима. Однако казахстанский политический режим персонифицирован, Назарбаев — его стержень, цель и главный гарант. Вывод Назарбаева из-под огня критики обеспечивает неприкосновенность основ данного политического режима. Это переводит оппонирование в плоскость критики либо абстрактной власти вообще, либо отдельных конкретных персон, либо непопулярных решений, принимаемых властью.
Алгоритм такого оппонирования власти прост — не трогаем основ системы (всевластиеНазарбаева), но воюем с ее последствиями и результатами. Это вполне устраивает Акорду. Такая оппозиция — предел мечтаний любой власти. Еще бы, критика, советы, подсказки, требования — одним словом, много шума, но без реальных претензий на власть. Получается, они не против Назарбаева и созданного им политического режима как такового, а ратуют за, то, чтобы этот режим сделать более правильным без откровенного маразма и чиновничьей дури. Так сказать, за авторитаризм с человеческим лицом. Отсюда и все эти иллюзии по поводу назарбаевского прозрения и бесконечные апеллирования к нему как к последней надежде.
Если позволить себе образное сравнение власти с коровой, которая в нашем случае практически не дает молока, но в избытке поставляет навоз, то системные оппозиционеры возмущаются исключительно навозом, не рискуя предъявлять претензии к корове, которая для них священна.
В этом плане системную оппозицию можно сравнить с мифическим Гераклом, преуспевшем на поприще чистки авдиевых конюшен. Точно также системная оппозиция предлагает очистить «назарбаевские конюшни», не трогая Назарбаева. Но это сизифов труд: разбираться нужно с коровой, а не с продуктами ее жизнедеятельности. Чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Но системная оппозиция этого не понимает, а точнее не хочет понимать.
Понятно, что такая оппозиция вполне устраивает Акорду. Более того, она ей нужна как инструмент формирования нужного общественного мнения и как механизм аккумулирования и сведения на нет протестности. Выводя президента из-под огня критики, она формирует в обществе установку на его непричастность к негативным моментам в жизни страны, уводя тем самым оппозиционность в ложное русло.
На мой взгляд, ОСДП сегодня выполняет именно эту миссию. Не будем гадать осознанно или не осознанно — это отдельная тема. Важнее понять, что эта тенденция всегда присутствовала в оппозиционном движении, а сегодня после вытеснения из политической жизни КПК, «Алги» и «Азата» она становится доминирующей. Похоже, что Акорда, закрыв все конкурирующие оппозиционные партии и приостановив деятельность всех оппозиционных газет, целенаправленно создала эту ситуацию, обеспечив монополию на оппозиционность за ОСДП.
Все это очень похоже на подготовку к очередному политическому «подарку» казахстанцам, который по старой авторитарной традиции скрытно, кулуарно, в тайне даже от депутатов парламента готовят в окружении Назарбаева. Чего уж тут говорить о народе, который согласно конституции хоть и является источником власти, но к ее формированию и изменению не имеет никакого отношения. Ну, на то он и авторитаризм!
Respublika-Kz