Суд Англии издал приказ о замораживании активов, принадлежащих экс-главе совета директоров казахстанского «БТА Банка» Мухтару Аблязову, экс-председателю правления Роману Солодченко и бывшему заместителю председателя правления Жаксылыку Жаримбетову, говорится в распространенном вчера сообщении пресс-службы банка.
«Данная мера была принята Высоким Судом на основании свидетельств Банка о том, что указанные лица только в рамках этого дела мошенническим путем вывели из БТА около 300 млн долларов США, заключив в течение прошлого года ряд сомнительных сделок в пользу компании, втайне контролируемой бывшим руководством Банка», — говорится в сообщении.
Впрочем, обвинения государственных хозяев банка не новы, а основания, на которые они ссылаются, мягко говоря, вызывают сомнения. Поэтому мы не стали на слово верить очередному информационному выпаду госчиновников и обратились за комментариями к самому Мухтару Аблязову, разыскав его в Лондоне.
- Мухтар Кабулович, в четверг «БТА Банк» распространил пресс-релиз о том, что Высокий суд Англии в качестве обеспечительной меры по иску банка издал приказ о замораживании активов, принадлежащих Вам, Роману Солодченко и Жаксылыку Жаримбетову. Как Вы это прокомментируете?
- Казахстанские власти сделали мне и моим коллегам большой подарок. У нас есть серьезные претензии к правительству, но мы понимали, что подавать иск в Казахстане — бессмысленно, потому что казахстанская судебная система полностью зависит от власти и работает на телефонном праве. Но в Великобритании у меня до сих пор не было юридической возможности подавать иски на правительство. Теперь такая возможность появилась.
- А что за иски Вы собираетесь подавать?
- Иски об ущербе, который нанесен мне лично, акционерам и всем тем, кто пострадал от действий правительства. В первую очередь это сам факт национализации БТА, который привел к развалу лучшего в СНГ частного банка и подрыву банковской системы Казахстана в целом. Все те люди, которые были причастны к этому, а именно — высшие должностные лица страны, поскольку решение о национализации банка принимала группа людей очень высокого уровня, все они будут привлечены к ответственности.
- Не могли бы Вы назвать их имена?
- Я сейчас говорю в целом о правительстве и высших должностных лицах, не называя имен, поскольку банк еще не предоставил само исковое заявление и попросил у суда Англии обеспечительные меры. В то же время банк задепонировал 5 миллионов фунтов в качестве обеспечения своей возможной ответственности по иску (что на наш взгляд является недостаточной суммой, и мы будем требовать значительного увеличения суммы депозита).
Как только банк подаст сам текст искового заявления, мы подадим встречный иск. И тоже будем требовать замораживания активов ответчиков по нашим требованиям. Например, ряда высших должностных лиц, имущество которых находится за пределами Казахстана. Я уже описал суду ситуацию, как все приходило и к чему привело. То есть суд владеет этой информацией.
- Но что все-таки конкретно будет в Вашем иске?
- Будет много интересного и скандального, много подробностей. Я назову, кто в этом (в принятии решения о национализации банка — ред.) участвовал, какие цели преследовались. У нас много материалов и все это будет озвучено в английском суде.
- А о каких суммах будет идти речь в Вашем иске?
- «БТА Банк» был крупнейшим частным банком в СНГ, и он фактически уничтожен. Потери, которые понесли бывшие акционеры, менеджмент и кредиторы, очень значительные. Поэтому мы будем требовать серьезных сумм.
- Какие будут последствия для инвестиционного имиджа Казахстана, если Вы подадите встречный иск и подробности дела станут известны английской общественности и широкому кругу инвесторов?
- Когда инвесторы увидят, каким образом принимались и принимаются решения в Казахстане и какими соображениями при этом руководствуются высшие казахстанские должностные лица, они, боюсь, будут поражены и разочарованы. Это будет серьезным ударом по инвестиционному имиджу Казахстана.
Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №32 (167) от 28 августа 2009 года