Featured

Австрийской Фемиде придется доказывать свою беспристрастность. Литва и Евросоюз недовольны решениями австрийского суда.

femida rasАвстрийская юстиция на прошлой неделе оказалась в центре серьезного европейского скандала в связи с обвинениями в ее адрес по двум делам. Литва потребовала объяснений по поводу неожиданно быстрого освобождения задержанного в венском аэропорту бывшего командира советской «Альфы» полковника Михаила Головатого, обвиняемого литовскими властями в участии в событиях января 1991 года в Вильнюсе. А еврокомиссар по делам юстиции попросила объяснить австрийского министра юстиции, почему Вена защищает от уголовного расследования укрывающегося в Австрии бывшего зятя президента Казахстана Рахата Алиева, обвиняемого в применении пыток к бывшему жителю Казахстана, а ныне гражданину Бельгии.

 

Дело Михаила Головатого получило необычайно громкий резонанс и стало причиной резкого ухудшения отношений между двумя странами ЕС, Литвой и Австрией. Такого в Евросоюзе не было еще ни разу, посол одной из стран, Литвы, был отозван для консультаций из другой страны, Австрии. Следующим по степени серьезности шагом является только разрыв дипломатических отношений.

 

Вильнюс посчитал себя оскорбленным отказом австрийских властей экстрадировать в Литву задержанного в Вене 14 июля экс-командира полковника Головатого. Это было сделано по выданному Литвой европейскому ордеру на арест. Экс-командир «Альфы» был освобожден 15 июля и уже в тот же день вернулся в Москву.

 

Скандальную ситуацию пришлось разруливать еврокомиссару по делам юстиции Вивиан Рединг. На состоявшейся 19 июля в польском курортном городе Сопот встрече министров юстиции 27 стран Евросоюза высокопоставленный чиновник из Брюсселя оправдал действия австрийских властей. Вивиан Рединг пояснила, что европейские законы, требующие от стран ЕС задерживать подозреваемых по запросу других государств Евросоюза, применимы только к событиям, происшедшим после 2002 года.

 

"С юридической точки зрения ситуация вполне ясна: Австрия не должна была реализовывать европейский ордер на арест", - заявила в Сопоте г-жа Рединг. Тем не менее она призвала Австрию и Литву к сотрудничеству в этом деле. "Юридический аспект - это одно, но есть еще и политическая сторона вопроса. Обязанность каждого государства - члена ЕС всесторонне сотрудничать со своими партнерами", - сказала Вивиан Рединг.

 

Обсуждение этого вопроса в Сопоте было достаточно острым. Австрийская сторона, кроме всего, объясняла свои действия отсутствием достаточных доказательств, представленных Вильнюсом по делу Головатого. Литовская сторона отвечала на это ссылкой на подобные ситуации, когда задержание подозреваемого в одной из стран ЕС по европейскому ордеру на арест проводилось на срок до 40 дней, необходимых на сбор доказательств. Позиция Литвы была поддержана другими балтийскими странами, Латвией и Эстонией.

 

Очевидно, Вильнюс не был удовлетворен оценками Брюсселя по делу Головатого, и на следующий день после встречи в Сопоте, 20 июля, МИД Литвы вручил российскому послу РФ в Литве Владимиру Чхиквадзе ноту протеста, в которой просит объяснить "возможное воздействие" России на австрийских чиновников. Как утверждала «Газета.ру», ссылаясь на «осведомленные источники», Головатова освободили "благодаря оперативному вмешательству руководства МИД и Генпрокуратуры России".

 

А министр иностранных дел Литвы Аудронис Ажубалис, являющийся сегодня действующим председателем ОБСЕ, потребовал объяснений по поводу «оскорбительных утверждений», опубликованных на официальном сайте российского МИДа.

 

Очевидно, речь идет о резком заявлении, сделанном послом России в Австрии Сергеем Нечаевым. "При рассмотрении этого по сути надуманного ордера (на арест Михаила Головатого. - Ред.) австрийское правосудие проявило высокий профессионализм и беспристрастность, не позволив втянуть Австрию в грязные политические интриги недобросовестных политиков третьей страны, желающих набрать капитал путем сведения счетов с собственным историческим прошлым", - сказал Нечаев.

 

Спустя день посольство Финляндии в Москве аннулировало выданную Головатому в 2009 году шенгенскую визу, по которой он уже не раз с тех пор выезжал в страны ЕС. В финской дипмиссии объяснили этот шаг тем, что узнали о выдаче европейского ордера на арест экс-командира «Альфы» только после его задержания в Вене. А выдали ему визу, как объяснили финские дипломаты, из-за того, что написание его имени там не соответствовало написанию в ордере.

 

Второй юридический казус, за который пришлось нести ответ австрийской юстиции, связан с иском, поданным против бывшего зятя президента Казахстана, а ныне государственного преступника номер один в этой стране Рахата Алиева, гражданином Бельгии Петром Афанасенко. Бывший офицер казахстанских спецслужб, служивший в 90-е годы охранником экс-премьера Казахстана Акежана Кажегельдина, Петр Афанасенко вместе с другим охранником Кажегельдина был арестован в декабре 1999 года и обвинен казахстанскими властями в незаконном приобретении и хранении оружия с целью подготовки государственного переворота. В 2000 году они были приговорены к 3,5 года лишения свободы. В том же году сам экс-премьер, возглавивший к тому времени казахстанскую оппозицию, заочно был приговорен к 10 годам заключения.

 

Афанасенко, подав прошение о помиловании, был освобожден через два года и эмигрировал в Бельгию. Сатжан Ибраев отсидел полный срок. Оба они спустя несколько лет обвинили Рахата Алиева, бывшего в момент их ареста одним из руководителей комитета нацбезопасности Казахстана, в применении к ним пыток и издевательств во время допросов.

 

Получивший вид на жительство в Австрии Рахат Алиев в результате оказался в перекрестии двух обвинений по уголовным делам. Но если первое связано с делом, возбужденным в Казахстане, - о похищении и причастности к убийству двух топ-менеджеров НУР-банка, то второе – с иском, поданным гражданином страны - члена ЕС. Подобное обстоятельство, согласно европейским нормам, требовало принятия незамедлительных шагов. Тем не менее австрийская Фемида не спешила рассматривать поданный Петром Афанасенко иск. Это вынудило еврокомиссара по делам юстиции Вивиан Рединг, как сообщил ее пресс-секретарь Мэтью Ньюмен, направить еще в марте этого года письмо в адрес бывшей тогда министром юстиции Австрии Клаудии Бандион-Ортнер. Ответа из Вены долго не поступало, и только в июне уже от нового министра юстиции Австрии Беатрикс Карл пришло письмо, в котором сообщалось о начатой проверке в отношении поданного против Рахата Алиева иска по обвинению в применении пыток.

 

На встрече в Сопоте, как ответила накануне ее проведения на запрос австрийской прессы еврокомиссар Вивиан Рединг, она намерена была потребовать обьяснений от австрийской коллеги г-жи Карл, почему проверка по этому делу начата в ее стране только после вмешательства депутатов Европарламента и публикаций в австрийской прессе.

 

Итоги начатого прокуратурой Австрии расследования в отношении бывшего зятя Нурсултана Назарбаева сказываются уже хотя бы в одном отношении: из этого следует, что Рахат Алиев находится на территории Австрии, а не скрывается на Мальте, как принято было считать до сих пор. Впрочем, к Мальте «казахстанский преступник номер один», действительно, дышит неровно. По сведениям "МН", недавно Рахат Алиев предпринял попытку приобрести одну из мальтийских газет, издающихся на английском языке. Попытка закончилась неудачно, а в мальтийской прессе стали появляться публикации, направленные против беглого экс-родственника казахстанского президента.

 

Если начатая в Австрии проверка по делу Рахата Алиева покажет, что свидетельства его вины выглядят серьезными, то против него может быть возбуждено уголовное дело. Этому, кроме всего, будет способствовать уже ставший известным отказ властей Казахстана в третий раз потребовать от австрийской стороны экстрадиции Рахата Алиева. Две предыдущие попытки Астаны заполучить Алиева из Австрии были отклонены. В Вене считают, что правосудие в Казахстане не может быть беспристрастным. Теперь австрийской Фемиде придется доказывать, что она может показать достойный пример в этом отношении. Тем более что сам Рахат Алиев, бывший посол Казахстана в Австрии и при ОБСЕ, «доступен и готов сотрудничать со следствием». Об этом сообщил австрийской прокуратуре адвокат Алиева. А другой адвокат, Анна Цайнтлингер из бюро Lansky, Ganzner & Partner, представляющего интересы потерпевших, заявила, что бывшему зятю Назарбаева грозит пожизненное заключение. «Сомнений в вине Алиева быть не может, - сказала она, - в этом могут сомневаться лишь те, кто незнаком с материалами дела».

 

МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details