Featured

Аркадий Дубнов: Москва не хотела бы потакать попыткам Душанбе быть лоббистом Тегерана

dubnov2Встреча "душанбинской четверки" проходит во второй раз. На повестке дня - ситуация в Афганистане. Афганская тема была главной и в ходе недавнего саммита глав "персидской тройки" - Ирана, Афганистана и Таджикистана.


В рамках встречи лидеров Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана, которая 18-19 августа проходит в Сочи, должны состояться и двусторонние переговоры президентов Медведева и Рахмона. На фоне напряженных отношений Москвы и Душанбе за результатами переговоров с большим вниманием наблюдает и Ташкент. О чем будет идти речь в ходе двусторонних переговоров, в интервью Deutsche Welle рассказал российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов.


Deutsche Welle: Какое значение на фоне состоявшегося на минувшей неделе саммита глав Афганистана, Ирана и Таджикистана имеет встреча в Сочи с участием Медведева, Рахмона, Карзая и Зардари?


Аркадий Дубнов: Таджикистан сегодня пытается играть многовекторную игру, оставаясь, с одной стороны, членом ориентированной на Россию организации ОДКБ. С другой стороны, пытается подыграть Ирану в его амбициях быть лидером персоязычного мира. Таджикистан пытается быть лоббистом иранских инициатив, в том числе по нападкам на США и на Запад, которые осуждают Иран за его ядерные программы. Совсем недавно Рахмон взялся защищать Иран с этих позиций. Ну, и Пакистан,
с которым у Таджикистана не так давно установились на редкость неплохие отношения. Если вспомнить времена покойного лидера афганских таджиков Ахмад Шаха Масуда, то его личность не позволяла Пакистану и Таджикистану быть в теплых отношениях. Сегодня все выглядит по-другому. Пакистан весьма серьезно заинтересован участвовать в экономических проектах, связанных с богатыми гидроэнергетическими ресурсами Таджикистана. Вплоть до того, что Пакистан готов инициировать создание международного консорциума по достройке Рогунской ГЭС. Есть и другие экономические проекты, которые могут быть реализованы с участием Таджикистана: прокладка линий электропередач вдоль северных провинций Афганистана в направлении Пакистана, прокладка автомобильной трассы параллельно ЛЭП вдоль северных провинций Афганистана. В этих проектах хотела бы участвовать Москва. С другой стороны, Москва не хотела бы выглядеть державой, которая потакает попыткам Душанбе быть лоббистом одиозного нынче Тегерана. Все эти взаимоисключающие моменты представляют интерес в контексте сочинской встречи.


- В рамках саммита "душанбинской четверки" запланированы двусторонние переговоры президентов России и Таджикистана. О чем будет идти речь?


- Душанбе серьезно обеспокоен тем, как ситуация развивалась в Киргизии, а точнее говоря тем, как Москва, так или иначе, не могла не способствовать свержению президента Бакиева. Я имею в виду информационную кампанию в российской прессе, которая была ошеломительной и весьма выпуклой, что подчеркивало интерес российского руководства к этой проблеме. За несколько дней до переворота в Киргизии Москва ввела 100-процентные ввозные пошлины на нефтепродукты, что очень сильно ударило по режиму Бакиева. В Душанбе тогда очень сильно забеспокоились, а не захочет ли Москва провести такого рода операцию, которая может подготовить и устранение рахмоновского режима. Там понимают, что в Москве недовольны очень многими аспектами этого режима. Это понимание подтолкнуло Рахмона к тому, чтобы быть готовым на уступки Москве.


- А каков интерес со стороны России?


- Москва готова продолжить разговор о строительстве Рогунской ГЭС, но пока на своих условиях - 75 процентов контрольного пакета акций. Думаю, что Душанбе может пойти на обсуждение таких предложений с точки зрения компромисса, удобного для Москвы. Второй вопрос, весьма интересующий Россию, - статус 201-й военной базы в Таджикистане, что всегда было раздражающим моментом в отношениях с Душанбе. Таджикистан хотел, чтобы Россия платила за базу деньги, и вообще требовал себе какие-то льготы и преференции. Здесь возможны некоторые уступки со стороны Рахмона, например, рассмотрение вопроса о вещании российского телевидения в Таджикистане. А Москва, очевидно, будет искусно использовать эту готовность к компромиссам.


- Следует ли ожидать от этой встречи каких-либо конкретных договоренностей, подписания документов?


- Документы общего, декларативного свойства, так сказать, непрямого действия приняты в формате "четверки". В них речь о заинтересованности в афганском урегулировании, о ситуации в регионе Афганистана - Пакистана, об участии в экономических проектах. Вряд ли что-то конкретное. Что касается российско-таджикских переговоров, то я не исключаю, что будут конкретные договоренности. Я сейчас не берусь сказать, какие, но то, что какие-то из них будут носить вполне конкретный характер, я почти уверен.


- Заинтересована ли Россия в создании так называемого Союза персоязычных стран?


- Формально Москва не имеет права говорить о том, что она возражала бы против создания такого союза. Это дело трех персоязычных стран, хотя я бы сказал, двух с половиной персоязычных стран, поскольку Афганистан нельзя отнести абсолютно к персоязычной стране. Этот союз надо, в первую очередь, рассматривать как попытку Ирана быть лидером региона, в определенной степени. Через это лидерство - увеличивать свое влияние в этом регионе и навязывать некие концепции, которые могли бы распространяться на центральноазиатский регион. Такого рода амбиции Ирана не могут устраивать не только Москву, но и такие страны, как Узбекистан. Ташкент весьма категорично настроен против проникновения Ирана в Центральную Азию. Здесь косвенно можно говорить о сложных отношениях между Таджикистаном и Узбекистаном. Наконец, у Узбекистана свои интересы в Афганистане, которые он хочет развивать на двусторонней основе. Наверняка в Ташкенте с большим напряжением и опасением могут ожидать результаты встречи между российским и таджикским президентом. Поскольку проблема Рогунской ГЭС является самым нервным пунктом в отношениях не только Ташкента с Душанбе, но и Ташкента с Москвой.


Беседовала Наталья Позднякова
Редактор: Михаил Бушуев


DW-WORLD.DE

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details